Cirque du Soleil: как это устроено

Немного — о закулисных секретах знаменитого цирка

В Казани прошли гастроли Cirque du Soleil. Гастрольный тур продолжает Тольятти. Канадские циркачи привезли яркий рассказ о жизни бразильских насекомых. Репортеры «МК-Поволжье» побывали за кулисами самого знаменитого в мире цирка, поговорили с артистами и узнали, как устроено шоу: где циркачи учились повадкам насекомых, сколько живут сценические наряды и зачем костюмерам по 5 литров водки в день.

Немного — о закулисных секретах знаменитого цирка
Фото: Владимир Васильев

Большой муравейник

— Многие думают, что все те шоу Cirque du Soleil, что ездят по миру, делает одна и та же труппа. Это далеко не так, — начинает экскурсию представитель цирка Николя Шабо. — У нас 19 разных постановок, которые можно увидеть во всем мире. У каждой из этих постановок своя собственная труппа. Эти шоу представлены в трех форматах: стационарные постановки, которые никогда не гастролируют и не меняют театры, шатровые шоу под собственным большим куполом (к этому типу относится постановка Corteo, которая приезжала в Казань в 2010 году) и арена-постановки, то есть представления в спортивных аренах. OVO как раз принадлежит к разряду последних.

Пока Николя рассказывает о цирке, техники заканчивают установку оборудования, на арене появляется канатоходец Кью. Он легко запрыгивает на проволоку, и на сцене начинаются чудеса. То, что вытворяет на качающемся канате артист, понять решительно невозможно...

Фото: Владимир Васильев

С небес на землю возвращает Николя, демонстрируя график тренировок и выступлений. Жизнь каждого участника шоу, будь то артист или технический работник, буквально расписана по минутам.

— Типичное расписание выглядит так: в понедельник мы отдыхаем, это единственный выходной у артистов и сотрудников тура. Во вторник происходит монтаж, на который уходит 12 часов. На следующий день — премьерное выступление. В среду, четверг и пятницу у нас по одному выступлению, в субботу и воскресенье — два, днем и вечером, — объясняет Николя Шабо.

Фото: Владимир Васильев

Все оборудование цирка путешествует в 22 фурах. Как только рабочие собрали сцену, ее тут же занимают артисты. Здесь тоже все подчинено четкому расписанию. Каждая минута на счету, но времени все равно не хватает на всех. Кто-то тренируется на основной сцене, кто-то за кулисами. Сооружение для отработки цирковых номеров прозвали фитнес-джунглями. Здесь и свободная проволока для канатоходца, и конструкции для воздушных гимнастов.

Постановка OVO рассказывает о жизни насекомых, и все происходящее не только на сцене, но и за кулисами напоминает один большой муравейник: с распределением ролей, четкой организацией и единой целью. В туре работает 100 человек из 20 разных стран мира. Примерно половина — это артисты: исполнители и музыканты. Двадцать пять технических специалистов, менеджеры, два физиотерапевта, артистический директор, административный персонал, главный тренер и еще два тренера.

Фото: Владимир Васильев

Как попасть в Cirque du Soleil?

Тренируются артисты практически постоянно. Кроме сцены и фитнес-джунглей есть еще передвижной тренажерный зал.

— Я в прошлом занималась спортивной гимнастикой, потом попала в цирк. Работала в Росгосцирке. Знакомая девочка предложила меня в этот цирк, так как нужна была одна полетчица, — рассказывает воздушная гимнастка Марина Сергиенко. — Посмотрели мое видео, пригласили, посмотрели вживую, и вот так я здесь и осталась. Мне очень нравится! Я счастлива, о таком я могла только мечтать. Как попасть в Cirque du Soleil? Работайте больше, стремитесь, совершенствуйтесь. Это не так тяжело, если ты хочешь этого и стараешься.

В шоу OVO Марина Сергиенко, как и коллеги по номеру, другие воздушные гимнасты, играет жука-скарабея. Большинство артистов в этом номере — выходцы из России и Украины, как Марина. Впрочем, цирковая жизнь превращает каждого в человека мира.

Фото: Владимир Васильев

— Мы начинали с Америки, объездили много городов и штатов. Заехали в Канаду, были в Латинской Америке. Потом перебрались в Европу и вот добрались до России, — с радостью рассказывает о передвижениях труппы артистка.

Брать грим

Непосредственно перед началом шоу артисты берутся за кисти и краски. Визажистов в туре нет, и каждый выступающий самостоятельно наносит себе грим.

— Этому обучают в Монреале, наряду со всей остальной подготовкой, — рассказывает Николя Шабо, демонстрируя ящик с привезенной косметикой всевозможных оттенков. — Сначала визажисты наносят грим и пошагово все объясняют. Постепенно они фотографируют все и создают инструкцию. Потом артист сам начинает учиться. Визажист красит одну половину лица, а артист должен накрасить другую. А потом артисты уже наносят грим самостоятельно. В шоу довольно много артистов со спортивным прошлым. Поначалу за ними довольно забавно наблюдать, потому что далеко не все атлеты умеют красиво рисовать и делать ровные линии.

Фото: Владимир Васильев

Специально для Cirque du Soleil производитель грима создал особенные оттенки, которые вряд ли кто-то будет использовать в обычной жизни. В «коробке с карандашами» — мир бразильской природы с его буйством красок.

На преображение порой уходит больше часа. За это время артистам предстоит превратиться в стрекоз, сверчков, кузнечиков и пауков. Всего в шоу 17 видов насекомых. Самый сложный грим у Стрекозы и главного героя — Мухи. Они проводят перед зеркалом около 80 минут.

Фото: Владимир Васильев

«Это прекрасная проекция на наше общество»

Само шоу во многом вдохновлено природой Бразилии, ее яркими пестрыми красками и музыкальными мотивами. Все объясняется просто: режиссер постановки Дебора Колкер и музыкальный директор Берна Сеппас, который написал все саундтреки к этой постановке, родом из Бразилии. Шоу создали еще в 2009 году, и до 2015 года оно шло под собственным большим куполом, потом его переформатировали из шатровой версии в арена-шоу.

— Шоу OVO рассказывает об одном дне из жизни насекомых. Это такое лесное убежище, в котором они играют, трудятся, влюбляются. И однажды их покой нарушает наглая муха с яйцом на спине. Слово «оvo» с португальского переводится как яйцо. И эта муха воспринимается обитателями дружного сообщества чем-то чужим и иным. Как если бы в маленький городок приехал человек из Нью-Йорка. Он пытается сделать так, чтобы его приняли и поняли. Шоу OVO рассказывает о принятии людей, которые не похожи на нас, иных и непохожих. Это прекрасная проекция на наше общество. Одна из основных мыслей, которую пытается донести постановка, — принятие культур, языков, религий, всех тех, кто на нас не похож.

Фото: Владимир Васильев

Создатели шоу хотели, чтобы артисты вжились в роль, например двигались как насекомые. Циркачам поначалу требовалось привыкнуть к новому образу. У некоторых до сих пор не самые теплые отношения с этим классом беспозвоночных членистоногих. Но кто-то открыл для себя новый дивный мир.

— Я стала более дружелюбна к насекомым. Если раньше я шла и могла какую-нибудь букашку задавить, то сейчас я думаю — может, обойти и жизнь ей оставить? Я играю скарабея. Нам сказали, что нужно открыть видео и посмотреть, как он двигается. Мы открыли, посмотрели. Все равно такое трудно изобразить, но мы стараемся. Сейчас, спустя два года стало проще. Сначала, когда мне сказали: «Изобрази жука», я не знала, что делать. Сейчас намного легче, иногда в жизни даже ты идешь, и руки сами по-жучьи двигаются, — смеется Марина Сергиенко.

— До этого шоу я работала в шоу Corteo, и я там играла человека. Интересно играть новых персонажей. Манеру поведения, движения скарабеев я изучала по видео с YouTube. Кроме того, у нас были мастер-классы по хореографии, — добавляет коллега Марины по номеру, Камилла Сантер Жерве.

Фото: Владимир Васильев

Вжиться в образ помогает и сценография с проекциями, которые транслируются на специальную стену во время шоу. Визуальную часть, передающую мир бразильской природы, дополняет музыка. Шоу проходит только под живой аккомпанемент. Играют семь человек: шесть музыкантов и одна певица. Все, как в обычной группе, только вместо нот исполнители смотрят на экран с трансляцией шоу. В цирке музыканты подстраиваются под артистов, а не наоборот.

Золушки цирка

— После выступления у артистов есть 20 минут, чтобы раздеться и принести свои костюмы сюда, — приводит нас в прачечную Николя. — Каждый вечер, когда шоу заканчивается и артисты разъезжаются по домам, девушки из костюмерной мастерской, как настоящие золушки, остаются здесь до полуночи, чтобы постирать костюмы после выступления. Каждый день. Костюмы часто состоят из различных элементов. Они разбираются, и сотрудницы костюмерной мастерской должны снять все эти детали, перед стиркой.

Фото: Владимир Васильев

В 22 грузовиках, которые перевозят цирк по земному шару, находится место и для пяти стиральных машин. Принцип «все свое вожу с собой» — это про Cirque du Soleil. Даже стиральный порошок путешествует вместе со всем скарбом.

После стирки костюмы сушатся, затем их внимательно осматривают: каждый шов, все пуговицы и составные части. Если находятся изъяны — их отправляют на ремонт в костюмерную мастерскую. Вешалка с требующей ремонта одеждой никогда не бывает пустой — номера в программе очень динамичные, нагрузка на костюмы и обувь колоссальная.

Фото: Владимир Васильев

Костюма век недолог

В костюмерной мастерской работают четыре человека. Одна девушка занимается головными уборами, другая — трико и костюмами, третья работает со сценической обувью. Начальник мастерской отвечает за весь инвентарь.

— Костюмы очень сложные, они требуют тщательного ухода. Кроме того, что они очень красивые, они еще должны быть абсолютно удобными. Поэтому используются особенные материалы: лайкра и митэкс. Митэкс — это такая «жеваная» ткань с эффектом пластикового покрытия. Вон костюм сверчка, — достает из шкафа светло-зеленое одеяние Николя. — Сначала этот костюм был сделан только из верхнего слоя, митэкса. Когда артисты готовили номера, они поняли, что костюм не дышит, и они сильно потеют. Артисты пришли к костюмерам и сказали, что не могут выступать в таких костюмах. И тогда в костюме создали внутреннюю прослойку из лайкры, некоторые части заменили специальными вставками.

Фото: Владимир Васильев

В райдере есть любопытный пункт: водка, 5 литров в день. Сотрудники мастерской объясняют — это чтобы пропитывать костюмы, так ткань дезинфицируется, и артисты меньше потеют.

У каждого артиста от двух до четырех персональных костюмов. Плюс к этому обувь, головные уборы, накидки. Все шьется вручную по индивидуальным меркам на костюмерной фабрике в Монреале, где и находится штаб-квартира Cirque du Soleil. В среднем срок службы костюма — полгода. В акробатических номерах они живут и того меньше — месяца по три.

Жизнь на колесах

Воскресное вечернее шоу заканчивается в 7 часов, через полчаса артисты садятся в три автобуса и отправляются в следующий гастрольный город. На площадке остаются только технари. Демонтаж происходит гораздо быстрее сооружения сцены, буквально за три часа все разобрано и к 23 часам все готово. Караван из 22 грузовиков поехал вслед за тремя автобусами артистов удивлять и радовать зрителей уже в другом городе.

Фото: Владимир Васильев

Российский тур охватывает шесть городов. В Москве, Санкт-Петербурге и Казани артисты уже побывали. Теперь цирк прибыл в Тольятти, а дальше  Екатеринбург и Сочи. Труппа выступает 10 недель, и после этого у артистов будет две недели отдыха.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 30 мая 2018

Заголовок в газете: Cirque du Soleil: как это устроено

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру