Музей — дело хорошее, но дорогое

Тольяттинские коллекционеры приобщают горожан к творчеству Владимира Высоцкого

12.05.2018 в 14:36, просмотров: 868

В Тольятти, в котором Владимир Высоцкий никогда не был даже проездом, открывается уже второй центр-музей, посвященный творческому наследию великого барда. Создатели обоих — коллекционеры-энтузиасты, влюбленные в его стихи и песни и желающие приобщить к ним всех вокруг. Поддержка со стороны городских властей выразилась лишь в предоставлении организаторам помещений, платить за которые им оказалось не по карману.

Музей — дело хорошее, но дорогое
Фото: 2gis.ru

«Пророков нет в Отечестве своем»

19 мая на ул. Карбышева, 17 в Центральном районе Тольятти  откроется центр-музей творческого наследия Владимира Высоцкого. Об этом сообщил в соцсети «ВКонтакте» собиратель творчества великого поэта Владимир Стёпин.

«Владимиром Высоцким я «заболел» с детства, навсегда, бесповоротно, неизлечимо, на всю жизнь. Почти за 30 лет собрал коллекцию, которая уже с трудом умещается в моей двухкомнатной квартире. Это книги, грампластинки, фото, публикации, фонограммы, аудио и видеокассеты, диски, календари, значки, магнитики и т. д. Теперь она переезжает в два уютных зала, где станет доступна всем поклонникам творчества Высоцкого», — написал Степин на своей персональной странице.

— В конце 80-х годов, когда стали выпускаться пластинки, выходить публикации о Высоцком, многие начали собирать эти материалы. Но лишь единицы сохранили это увлечение на всю жизнь, — заметил коллекционер в разговоре с корреспондентом «МК-Поволжье». — Книги с его стихами и песнями тогда издавались тиражами 200-300 тыс. экземпляров. Но ажиотаж вокруг сформировался такой, что приобрести их в магазинах было практически невозможно. Приходилось все покупать втридорога на черном рынке.

Сегодня, по словам Степина, ему удалось собрать одну из крупнейших коллекций в стране. Однако ее уникальность — вовсе не в количестве экземпляров.

Фото: avito.ru

— Это не просто книги, тупо скупленные в магазинах. Для большинства поклонников Высоцкого они недоступны, — утверждает собиратель. — Выпускать печатные издания недешево, поэтому тираж многих из них не превышает 100 экземпляров. Например, это книги региональных издательств, рассказывающие о пребывании Высоцкого в различных городах. Ведь он объездил с концертами практически всю страну. Такими же крохотными тиражами издаются и посвященные Высоцкому поэтические сборники.

Особенный интерес представляют прижизненные издания и публикации.

— Когда поэт был жив, его стихи в нашей стране не печатались. Но отдельные все же проскальзывали в печать — в основном это песни из «Вертикали» и других кинофильмов. Однако в 1972 году в Италии вышел сборник с текстами песен Высоцкого, Галича и Окуджавы на итальянском языке. Этой уникальной книги нет даже у многих серьезных собирателей. В моей коллекции она есть, — похвалился Степин.

Аналогично складывалась ситуация и с выходом в свет виниловых пластинок.

— На Родине при его жизни вышел всего один большой диск, которого никто не видел. Возможно, пластинка сразу ушла на экспорт. Зато в Париже было выпущено три больших альбома с песнями Высоцкого. Все они будут представлены в моей экспозиции, — утверждает коллекционер.

«Подходи, народ, смелее слушай, переспрашивай»

Как Степину удается находить все эти редкости?

— Когда занимаешься собирательством десятилетиями, поневоле обрастаешь знакомствами. Ежегодно 25 января и 25 июля (в день рождения и день смерти Владимира Высоцкого) я приезжаю в Москву — поклониться его могиле. Там собираются поклонники и знатоки его творчества со всей страны. Мы все давно перезнакомились и помогаем друг другу. Например, в Самаре был издан замечательный фотоальбом, посвященный гастролям Высоцкого в Куйбышеве в 1967 году. Сегодня он разошелся буквально по всей стране. Я помогал его доставать всем, кто ко мне обращался. Точно так же люди помогают и мне, — рассказал Степин.

Фото: kv63.ru

На странице его центра-музея во «ВКонтакте», которую он создал еще в 2015 году, представлены и довольно необычные экспонаты. Например, кофе «Владимир Высоцкий», обладающий, как утверждает автор, необычайно приятным вкусом.

— Его выпускают небольшими партиями на одном из московских предприятий, — пояснил собеседник. — В магазинах он не продается. А еще есть сорта томатов и гладиолусов, названные в честь Высоцкого. Они также представлены в моей экспозиции. Имя поэта давно стало брендом, и его используют как угодно. Я не считаю, что это правильно. Но что поделаешь?

Сегодня почти вся его большая коллекция перевезена в музей на ул. Карбышева, до официального открытия которого остаются считанные дни.

— Большую помощь нам оказал учебный центр «Техносервис», директор которого очень любит творчество Владимира Высоцкого. Эта организация взяла на себя все расходы по арендной плате, — сообщил Степин.

Он добавил, что музей будет работать три дня в неделю.

— Вход, разумеется, для всех свободный. А экскурсоводом буду я сам. Лучше меня никто рассказать не сможет, — убежден собиратель.

Коллекционер также подчеркнул, что это будет не столько музей, сколько центр для изучения творческого наследия великого барда.

— Музей в обычном понимании — это когда все под стеклом. Пришли, посмотрели, ушли. А у меня там будет телевизор, DVD, проигрыватель для виниловых пластинок. И все экспонаты — в открытом доступе. Посетители смогут послушать песни, полистать книги, посмотреть фильмы. Тематическую программу я планирую расписывать на полмесяца вперед: сегодня слушаем один радиоспектакль или концерт, завтра другой, — поделился своими планами Степин.

«Лед надо мною, надломись и тресни!»

Интересно, что в Тольятти уже есть центр-музей В.С. Высоцкого. Причем создан он более 10 лет назад стараниями коллекционера и большого поклонника творчества поэта Виктора Куликова. По его словам, сегодня в их музейном фонде около 5 тысяч экспонатов — сотни журналов и книг, фотографий, концертных афиш, тысячи публикаций и даже посвященные Высоцкому картины и скульптуры.

Осенью прошлого года практически вся музейная экспозиция была перевезена в село Подстепки, расположенное в 8 км от Тольятти. Там она разместилась в пристрое к частному дому, который Виктор Куликов построил за свой счет.

Проблемы с помещением созданное им НКО с одноименным названием «Центр-музей В. С. Высоцкого в Тольятти» испытывало с самого начала своей деятельности. То не складывались отношения с хозяевами, то арендная плата оказывалась слишком высокой.

— В 2014 году мэрия выделила нам помещение для музея. Но плата за коммунальные расходы там составила 26 тыс. руб. в месяц. Естественно, мы такую сумму не потянули. Откуда взять столько денег, если практически все мероприятия мы проводим бесплатно? — задается риторическим вопросом Куликов. — Накануне 80-летия со дня рождения Владимира Высоцкого я вновь обратился с этим вопросом к мэру города Сергею Анташеву. Он мне ответил: «Ты же один раз не потянул. Где гарантия, что теперь сможешь платить?» Такой вот чисто коммерческий подход! Неважно, чем занимается наша организация, каковы ее заслуги. Мы ежегодно проводим 150 мероприятий, участвуем в форумах в различных регионах России, выпустили более 20 книг, сняли пять фильмов, один из которых занял второе место на международном фестивале. Сотрудники администрации предлагали нам подобрать помещение. Но начиная с 2019 года, согласно новому постановлению мэрии, все НКО, помимо коммунальных расходов, должны будут вносить арендную плату. Поэтому мы и решились на переезд.

Новый культурный центр в Подстепках получил название «Дом Высоцкого на Бажова».

— Скоро так же будет называться и наше НКО. Документы на переименование находятся в стадии оформления, — уточнил Куликов.

Фото: pisatelitlt.ru

— Разумеется, я с Куликовым знаком. Он человек творческий. Любит устраивать концерты, музыкальные вечера, сам исполняет песни. Я планирую создать музей совсем другого формата. Думаю, что мы будем только дополнять друг друга, но ни в коем случае не конкурировать, — полагает Владимир Степин.

— Как вы относитесь к тому, что в Тольятти появится еще один музей, посвященный творчеству Высоцкого? — спросили мы и у Виктора Куликова.

— Почему бы и нет? Только все это не так просто. Например, чтобы организовать музей, требуется получить разрешение наследников — и Марины Влади, и Аркадия, и Никиты. Я этот вопрос пробивал два года. А что касается коллекции, то не это ведь главное. Мы не просто занимаемся собирательством, а организуем множество культурных программ, сами издаем книги, снимаем фильмы. Наша главная задача — не только показать экспонаты, но и рассказать о творчестве Владимира Высоцкого. Как будет организована работа у Степина, я не знаю. Думаю, что люди сами разберутся, в каком музее им интересней и лучше, — говорит Куликов.