Вернуть нельзя оставить

Тольяттинцы не хотят становиться ставропольчанами

В Тольятти в очередной раз воскресла инициатива вернуть городу его историческое имя — Ставрополь-на-Волге. Эксперты считают ее бесперспективной ввиду огромных затрат на переименование и негативного отношения значительной части горожан к этой идее. Большинство из них ведут отсчет истории города со времени строительства АвтоВАЗа и никак не связывают ее с более отдаленным прошлым.

Тольяттинцы не хотят становиться ставропольчанами
Фото: 900igr.net

Руки прочь от Тольятти!

В Тольятти намерены вернуться к идее возвращения городу его исторического имени — Ставрополь-на-Волге. Предложение в очередной раз рассмотреть этот вопрос было озвучено на состоявшемся 17 января заседании городской Общественной палаты. Как сообщается на официальном сайте Тольяттинской городской думы, член палаты Петр Булгаков заявил, что люди периодически обращаются к нему с подобными инициативами.

— Мы уже не в первый раз получаем такие обращения от двух пожилых граждан Тольятти, — уточнил в разговоре с корреспондентом «МК-Поволжье» председатель палаты Виталий Гройсман. — Поэтому мы и включили этот пункт в повестку дня: раз люди к нам обращаются, мы должны что-то решить.

На заседании даже обсуждалась возможность провести соответствующий опрос граждан на избирательных участках 18 марта. Однако члены палаты не поддержали эту инициативу. В итоге, по словам Гройсмана, было принято решение обсудить все доводы «за» и «против» переименования на заседаниях двух комиссий Общественной палаты.

— В случае положительного решения будет выработан и алгоритм воплощения этой идеи в жизнь. Нужно определить порядок действий, понять, где найти необходимые для переименования средства. И только потом можно будет двигаться дальше, — пояснил Гройсман.

Примечательно, что при этом сам председатель Общественной палаты относится к перспективам переименования города весьма скептически.

— Затраты потребуются огромные — порядка миллиарда рублей. Таких денег в городском бюджете нет. К тому же противников переименования Тольятти больше, чем сторонников. Поэтому лично я не вижу смысла в данной инициативе, — заметил Гройсман.

Наглядным подтверждением его словам могут служить комментарии участников группы «Тольятти» в социальной сети «ВКонтакте». Абсолютное большинство пользователей отнеслось к идее переименования города резко негативно. «Такое ощущение, что заняться им уже больше нечем!», «Нашли главную тему дня», «А потом ходи и меняй паспорта», «Лучше на благоустройство города деньги потратьте», «Руки прочь от Тольятти!» — и это еще не самые резкие из размещенных в паблике отзывов.

— Если провести референдум сейчас, большинство жителей выскажется против переименования. При этом многие будут настроены весьма агрессивно. Будут опять говорить, что Тольятти знают во всем мире, что нечего баламутить народ, что лучше потратить деньги на что-то более важное, — полагает главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки, краевед Александр Завальный.

Напомним, что в 1996 году в Тольятти уже проводился референдум, посвященный возвращению городу его исторического имени. Он был признан несостоявшимся ввиду отсутствия кворума — явка составила 48,35% при необходимых 50%. Но из тех, кто все-таки пришел, 70% проголосовали против переименования.

Фото: greenologia.ru

Не достоин ордена Насер

Александр Завальный напомнил, что в Поволжье Ставрополь возник раньше, чем одноименный город на российском Кавказе. Он был основан в 1737 году известным историком и географом Василием Татищевым для защиты русских земель от кочевников и переселения крещеных калмыков. При строительстве Куйбышевского водохранилища город был затоплен и в середине 50-х годов перенесен на новое, более высокое место.

— В это время был организован сход жителей, который постановил, что Ставрополь сохранит свое историческое имя. А переименован он был уже в 1964 году, когда умер итальянский коммунист Пальмиро Тольятти. Указ об этом подписал Никита Хрущев незадолго до того, как его сняли с поста генсека. Необходимость присвоения городу нового имени мотивировалась пожеланиями трудящихся и различных общественных организаций. Мне приходилось общаться со старыми тольяттинцами, занимавшими в то время руководящие посты. Для них эта новость была полной неожиданностью. Некоторые вспоминали, что накануне ночью им позвонили из Москвы и сообщили, что с завтрашнего дня их город будет называться Тольятти. Приказали срочно собирать митинги и организовывать обращения трудящихся, — рассказал краевед.

Завальный утверждает, что к новому имени город привыкал с трудом, многие жители даже не могли его выговорить.

— Один старичок объяснял, что всякий раз вспоминает это название благодаря своему теленку. «Теляти — Тольятти» — такая аналогия приходила ему на ум. Переименование можно оценить как насилие над жителями города, к которому Пальмиро Тольятти никогда никакого отношения не имел. К тому же и сам он повинен во многих грехах. В той же Испании, например, он участвовал в массовых расстрелах католических священников, — добавил Завальный.

Сам краевед неоднократно выступал инициатором возвращения городу его исторического названия.

— Мы начали добиваться этого с 90-х годов, сразу после переименования Куйбышева в Самару. Я вообще считаю, что город должен носить то имя, которое было ему дано при рождении, — говорит Завальный.

Но почему же многие тольяттинцы придерживаются противоположного мнения?

— Я родился и вырос в Тольятти. Что город раньше назывался Ставрополем, я узнал, когда мне было уже 20 лет. И для меня это название — что-то далекое, прошлое, не связанное лично со мной и моими родственниками, — заметил депутат Самарской Губернской думы от фракции КПРФ, житель Тольятти Алексей Краснов.

— Когда в конце 60-х — начале 70-х годов в городе началось строительство АвтоВАЗа, на него съехались люди со всей страны. Для них история города началась именно с этого события, и никакого другого прошлого они знать не хотят, — отметил Завальный. — В свое время я участвовал в проведении опросов среди жителей города. Выяснилось, что лишь каждый десятый горожанин знает, кто такой Пальмиро Тольятти. Некоторые респонденты отвечали, что он первый директор АвтоВАЗа, другие считают его основателем города. Были и такие ответы: «Мы не знаем, кто он такой, но звучит клево». Думаю, что если бы город решено было назвать в честь Героя Советского Союза президента Египта Насера, вопросов с переименованием было бы меньше. Вряд ли горожане хотели бы называться насеровцами (Насер получил это звание в 1964 году, во время визита Хрущева в Египет. Его награждение было негативно воспринято советским обществом и впоследствии послужило поводом для обвинения генсека в волюнтаризме. — Ред.).

В связи со всем этим Завальный полагает, что проведение референдума никак не будет способствовать возвращению городу его исторического имени.

— Выходом могло бы стать волевое решение федеральных властей. Такие прецеденты были. В 2005 году указом президента РФ было возвращено историческое имя городу Спасску, который в 1925 году был переименован в Беднодемьянск в честь любимого советскими властями пролетарского поэта, — вспоминает Завальный. — Примечательно, что жители города выступили против возвращения прежнего имени. Но главы муниципалитетов обратились с этой инициативой в Государственную думу РФ, и вопрос был решен положительно. Но в случае с Тольятти этот эксперимент вряд ли удастся повторить. Власти на него не пойдут, посчитав, что такое решение может привести к обострению социально-политической ситуации. А Тольятти с этой точки зрения город и так не самый благополучный.

Фото: tolyatti-news.net

Приходите завтра

Инициативы по возвращению Тольятти его исторического имени возникали много раз и всегда заканчивались ничем. Если не считать уже упомянутого референдума 1996 года, решение вопроса застопоривалось на уровне городской Думы, которая либо вовсе отказывалась от его рассмотрения, либо выносила отрицательный вердикт. Причем главным аргументом служила огромная сумма затрат, необходимых для переименования города.

— Необходимо менять колоссальное количество документов, начиная с паспортов граждан, переделывать всевозможные вывески, таблички, вплоть до названия стелы на въезде в Тольятти. В городском бюджете таких денег нет. Тольятти сегодня — город-банкрот, долги которого сопоставимы с его бюджетом на 2018 год. С экономической точки зрения проект переименования нереализуем. Поэтому инициативы такого рода я считаю политическим популизмом, — полагает Алексей Краснов.

В то же время, по его мнению, в более отдаленном будущем идея переименования города может быть воплощена в жизнь.

— В принципе, она вполне укладывается в рамки поддерживаемой федеральными властями тенденции отказа от советского прошлого, затирания всего, что связано с ним. Переименования улиц, названия которых связаны с советской тематикой, и сейчас продолжаются по всей стране. Муниципалитеты с радостью на это идут, поскольку такие мероприятия не требуют больших затрат. А здесь все упирается в отсутствие средств, — подчеркнул Краснов.

— Думаю, что в ближайшие годы вопрос о возвращении городу его исторического имени решить не удастся, — говорит Александр Завальный. — Для этого в самом Тольятти должно вырасти поколение адекватно мыслящих политиков, способных как трезво оценить историю города, так и выработать свое отношение к историко-культурному наследию России. Нужно вести большую разъяснительную работу среди людей. Только в этом случае можно рассчитывать на какие-то перемены.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 31 января 2018

Заголовок в газете: Вернуть нельзя оставить

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру