Вооружен и очень опасен

Небрежное хранение оружия привело к гибели подростка

Самарский школьник случайно выстрелил себе в голову, прочищая дома охотничье ружье. Оно в квартире находилось в свободном доступе. Следственный комитет рассматривает версию о том, что несчастный случай произошел в результате нарушения установленных правил хранения оружия со стороны его владельца — отца погибшего мальчика.

Небрежное хранение оружия привело к гибели подростка
Фото: ladyshik.ru

В свободном доступе

В начале декабря в одном из домов в Кировском районе Самары был обнаружен труп 15-летнего подростка с простреленной головой. Как сообщили в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Самарской области, по факту происшествия начата доследственная проверка. По предварительным данным, парень случайно выстрелил себе в лицо, когда чистил охотничий карабин «Сайга», зарегистрированный на его отца. Казалось бы, типичный несчастный случай. Однако, как сообщила старший помощник СУ СКР по взаимодействию со СМИ Елена Шкаева, в момент трагедии школьник был в квартире один, а само оружие находилось в свободном доступе. По ее словам, уголовное дело по этому факту пока не возбуждено.

— Следственным комитетом рассматривается версия о том, что случившееся стало следствием нарушения установленных законодательством правил хранения оружия. Процессуальное решение будет принято в ближайшие дни, — сообщила Шкаева.

Согласно статье 224 УК РФ, небрежное хранение оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, наказывается штрафом в размере до 100 тысяч рублей, исправительными работами либо ограничением свободы на срок до одного года или арестом до шести месяцев. Напомним, что, согласно действующему законодательству, оружие и патроны к нему должны храниться в запирающихся сейфах и исключать доступ к ним посторонних лиц.

— Я не думаю, что у следователей есть какой-то иной вариант, помимо возбуждения уголовного дела. Во всяком случае, все формальные признаки преступления в данном случае налицо, — полагает советник директора Росгвардии, бывший депутат Государственной думы от Самарской области Александр Хинштейн.

Фото: belykamen-shop.ru

Опасные игры

Сообщения о несчастных случаях, причиной которых стало небрежное хранение или неосторожное обращение с оружием, периодически появляются на новостных сайтах в разных регионах России. Так, в ноябре этого года в Ангарске погиб трехлетний ребенок. Он получил смертельное ранение в голову, играя с травматическим пистолетом, найденным у родного дяди.

В июле 2017 года 11-летний школьник случайно застрелил своего сверстника в Новосибирске. Ребята нашли в шкафу дедовское ружье, которое почему-то оказалось заряженным. Не зная об этом, мальчишки целились из него в различные предметы. Игра закончилась, когда внук владельца оружия нажал на курок...

Понятно, что фигурируют в подобных происшествиях в основном дети. В отличие от них взрослые люди с оружием не балуются. Но они периодически становятся жертвами несчастных случаев на охоте.

— В прошлом году охотник в Приволжском районе по ошибке насмерть застрелил женщину, которая собирала грибы, — рассказывает председатель Самарского областного общества охотников и рыболовов Анатолий Муравьев. — А в этом году несчастный случай произошел в Кинель-Черкасском районе. Двое охотников выжидали в засаде кабана, однако вместо зверя подстрелили двоих прохожих. К счастью, пострадавшие были срочно доставлены в реанимацию, и их удалось спасти.

Фото: bytrf.ru

Поставить в угол

Эксперты подчеркивают, что корень у всех подобных происшествий один — небрежное обращение с оружием.

— Хранить заряженный карабин дома — просто вопиющая халатность! Неужели сложно хотя бы вытащить из него магазин? — возмущается Муравьев.

— Безусловно, любой владелец оружия обязан знать, что хранить его следует в закрытом сейфе, к которому исключен доступ детей, — добавил адвокат, член межрегиональной общественной организации «Право на оружие» Антон Гуськов.

Между тем, по мнению Муравьева, зачастую причиной подобных несчастных случаев оказывается именно незнание охотниками основ обращения с оружием.

— В советское время человеку, желающему стать охотником, поначалу выписывали кандидатский билет. После этого он должен был в течение года ходить с инструктором на охоту. Обучению в то время придавали первостепенное значение. Во всех первичных организациях общества охотников и рыболовов висели плакаты, на которых показывалось, как правильно стрелять, соблюдать технику безопасности, что можно делать, а что нельзя, — рассказал Муравьев.

По его словам, с начала нулевых годов процедура получения охотничьего билета упростилась, а сам подход к обучению кандидатов стал более формальным.

— В итоге охотниками становятся люди, которые, по сути, не умеют обращаться с оружием, — полагает он.

С другой стороны, по его словам, государство в последние два года усилило контроль за соблюдением гражданами правил безопасного хранения оружия.

— Если раньше проверки организовывались время от времени, то сейчас участковые посещают квартиры охотников постоянно, — говорит он.

— Происшествия вследствие небрежного хранения огнестрельного оружия, к сожалению, происходят и сегодня. Но они не носят массовый характер. По отношению к количеству находящихся на руках населения стволов их число не достигает и сотой доли процента, — заметил Александр Хинштейн.

Он подчеркнул, что на законодательном уровне сегодня эта проблема полностью урегулирована.

— Несколько лет назад была введена уголовная ответственность за небрежное хранение оружия, повлекшее смерть человека или другие тяжкие последствия. Раньше такой статьи в УК не было, — отметил Хинштейн. — Понятно, что от любой подобной ситуации застраховаться невозможно. Но сегодня речь идет не только о добросовестности охотника, но и понимании им степени своей ответственности за любые подобные происшествия.

Тем не менее Росгвардия предлагает новые меры для ужесточения правил хранения гражданского оружия.

Фото: aleksandriya.co.ua

Запереть на сто запоров

Разработанный Росгвардией проект правительственного постановления «О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» был опубликован в середине ноября. По словам Хинштейна, документ сегодня находится в стадии публичного обсуждения. Его разработчики предлагают не просто хранить оружие в сейфах, но еще и использовать специальные устройства, запирающие на замок его составные части — затвор, спусковой крючок, курок. Тем самым обеспечивается их блокировка, что делает невозможным случайный выстрел. Как все это будет выглядеть с технической точки зрения, пока непонятно. По мнению некоторых экспертов, в случае вступления этих правил в законную силу подобными запорами оружие будет комплектоваться уже на заводах-изготовителях.

Поможет ли это уменьшить число несчастных случаев, особенно среди детей и подростков? Эксперты считают такой механизм решения проблемы сомнительным. О каких запорах может идти речь, если папа-охотник держит в открытом доступе заряженное ружье?

— По сути, нам в очередной раз предлагают одну из множества запретительных мер. Появится повод штрафовать граждан, если на оружии не будет хватать одного запора, — рассуждает Антон Гуськов. — Но проблема вовсе не в том, что у нас нет законов, регламентирующих правила хранения оружия. Они есть, и если их соблюдать, подобные трагедии будут исключены.

По мнению эксперта, самая действенная мера профилактики таких инцидентов — формирование культуры обращения с оружием у взрослых и детей.

— На этот аспект проблемы обычно не обращают внимания. Многие даже думают, что до совершеннолетия человек не должен иметь никакого отношения к оружию. Но в 18 лет юношу призывают в армию, и он должен быть готов к службе. Значит, с ним нужно проводить соответствующую работу, в том числе учить правильно обращаться с оружием, — убежден Гуськов. — По моему опыту, дети, прошедшие такое обучение, совсем иначе относятся к жизни и ее безопасности. Например, они никогда не играют в войну или компьютерные стрелялки. Для них это неприемлемо, потому что им объяснили, что целиться в человека нельзя.

По мнению Гуськова, такую работу следует вести прежде всего в школах и институтах.

— Хорошо, если бы этим занялись и органы, выдающие разрешения на оружие. Например, хотя бы раз в год проводили разъяснительные беседы с владельцами оружия в присутствии их детей. Немалую роль могут сыграть и военно-патриотические общественные организации. Некоторые из них активно занимаются такой работой уже сегодня. Одна их таких организаций действует у нас, в Сызрани. Она называется «Кадеты авиации». Ее создали боевые офицеры с огромнейшим опытом армейской службы. Они собрали мальчишек и девчонок разных возрастов и обучают их всем тонкостям военного дела, в том числе и обращению с оружием. К сожалению, работают эти люди на голом энтузиазме. Финансирования практически нет, лишь само население помогает чем может. Думаю, что государство могло бы обратить внимание на таких общественников — обеспечить им финансовую поддержку, учредить гранты. Можно поставить на ружье хоть десять замков и предохранителей, но оно все равно рано или поздно попадет в руки ребенка, если отец у него охотник. Поэтому очень важно, чтобы парень умел грамотно обращаться с ним, — подытожил Гуськов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 13 декабря 2017

Заголовок в газете: Вооружен и очень опасен

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру