Наживающимся на госзакупках расставят сети?

Чиновники признают, что финансовые нарушения при госконтрактах часто остаются безнаказанными

 Власти Самарской области заявили о поисках еще более «неотвратимого» наказания за махинации при совершении госзакупок. Для этого региональный финконтроль объединился в рабочую группу с прокурорами, полицейскими и следователями. Однако конкретики пока мало или ее не раскрывают. Между тем некоторые депутаты считают, что политической воли для борьбы с коррупцией нет ни в стране, ни в области.

 

Чиновники признают, что финансовые нарушения при госконтрактах часто остаются безнаказанными

Жалуйтесь, господа!

Рабочая группа «по соблюдению принципа неотвратимости наказания за нарушения в финансовой сфере и сфере закупок» собиралась на днях в здании областного правительства. Председателем выступила зампред правительства, глава службы государственного финансового контроля Ольга Михеева. На заседании собрались также представители прокуратуры, полиции, следственного управления Следственного комитета. Однако собрание прошло за закрытыми для прессы дверями, и подробностей раскрывается немного. По официальным данным, собравшиеся обсуждали, как распределить роли между областными силовиками и службой финконтроля, чтобы «не оставить злоумышленнику шанса уйти от ответственности». «Так, например, был определен перечень документов, которые должен собрать ревизор для того, чтобы впоследствии они могли быть использованы правоохранительными органами как доказательства в уголовном производстве», - говорится в пресс-релизе.

Также рабочую группу не устраивает, что в законах есть «лазейки, позволяющие избежать наказания в финансовой сфере и сфере закупок». С этими дырами участники группы, как заявляется, намерены бороться инициативами по изменению федерального законодательства.

Вообще, конкретики пока мало. О том, с какими именно нарушениями намерены бороться чиновники и каких законов им не хватает, в правительстве обещают рассказать в декабре. Примерно тогда же на сайте регионального финансового контроля должна открыться общественная приемная или специальный раздел (детали пока прорабатываются – «МК»), где жители области смогут пожаловаться на нарушения, которые, по их мнению, совершаются при той или иной госзакупке (например, необоснованно дорогие предметы). По этим обращениям обещается проводить проверки Госфинконтроля.

За закупками кто только не следит

Между тем в регионе уже неоднократно декларировалось усиление борьбы с коррупцией. Однако пока большинство организаций и деятелей, позиционирующихся как противники финансовых махинаций, так или иначе связаны с официальными властями или лояльны им. К примеру, в Самарской области с сентября этого года действует проект «За честные госзакупки», который организован отделением Общероссийского народного фронта. При этом на федеральном уровне проект работает уже год, но в нашем регионе за него взялись лишь недавно. Не так давно местные активисты нашли закупку, которая вызвала у них возмущение – это было несколько планируемых мэрией Самары контрактов на освещение собственной деятельности на общую сумму около 5 млн рублей. В результате мэрия одну закупку на 1,7 млн рублей отменила, хотя официально и не признала, что отреагировала на критику ОНФ. Последний этим не удовлетворился, но больше горадминистрация уступать не стала. В региональном исполкоме ОНФ уточнили, что отдельного человека, который бы занимался поиском сомнительных тендеров, в штате нет (в нем числятся всего трое человек, остальные на общественных началах), а работает организация в первую очередь по сигналам, которые должны поступать на сайт. При этом в ОНФ настаивают, что вскоре участники движения займутся обсуждением развития проекта «За честные госзакупки».

Им бы машины взять и запретить

Скептически отнесся к новому витку борьбы с коррупцией депутат Самарской губдумы Сергей Ракитин. Он не видит на это политической воли ни на федеральном, ни на региональном уровне. Ракитин напомнил, что более года назад Счетная палата Самарской области, тогда еще работавшая под руководством Сергея Матвеева, предлагала ввести уголовную ответственность за неэффективное расходование бюджетных средств.

Статья в Уголовном кодексе есть только за нецелевое расходование. «Завышение цен явно, и оно легко проверяется, - уверен парламентарий. – Сплошь и рядом мы видим неэффективное использование средств. Но наказывать по закону за это никак нельзя». Однако законодательную инициативу, несмотря на поддержку ее группой депутатов Госдумы, в Москве так и не одобрили. По мнению Сергея Ракитина, один из явных примеров неэффективного использования денег бюджета Самарской области - это создание региональной авиакомпании «Эйр Самара», которая потребовала более сотни миллионов на покупку трех самолетов. Однако регулярные рейсы так и не начала, а занимается сейчас коммерческими перевозками.

Вообще, что касается неоправданно дорогих покупок, то ограничить их пытались и иным образом. К примеру, справороссы в Госдуме предлагали в свое время запретить покупать чиновникам роскошные машины дороже 2 млн рублей. Однако большинство парламентариев не захотели так ограничивать себя и коллег из органов исполнительной власти. Интересно, что на региональном уровне подобные инициативы иногда все же проходят. Так, в 2013 году ульяновский губернатор Сергей Морозов подписал распоряжение, которым установил потолок в 1 млн рублей для стоимости служебного автомобиля для чиновников регионального уровня и в 700 тыс. рублей для муниципалов. В Самарской области подобных ограничений нет, несмотря на то, что у нас в регионе работает АвтоВАЗ, и кому, как не чиновникам, следует патриотично закупать его продукцию хотя бы для служебных нужд. 

Мнение эксперта

Антон Назаркин, председатель оргкомитета Национального рейтинга прозрачности закупок:

«В настоящее время достаточно четко определена ответственность для должностных лиц за нарушение закона о контрактной системе в сфере закупок – от дисциплинарной и административной ответственности до уголовной. Но давайте посмотрим правде в глаза: коррупционные действия совершаются в подавляющем большинстве случаев с использованием изощренных схем, многоходовых комбинаций. За годы работы по 94-ФЗ заказчики успели приспособиться и использовать недостатки закона в свою пользу. Уже сейчас, в рамках действия 44-ФЗ, широко обсуждалась практика перевода заказчиками, находящимися под действием 44-ФЗ, части закупок на подведомственные организации, осуществляющие свою деятельность по 223-ФЗ, в целях ограничения конкуренции и проведения закупки по упрощенной, зачастую неконкурентной процедуре.

Выявление, сбор доказательной базы и процедура привлечения заказчиков и конкретных должностных лиц к ответственности представляется мне работой очень серьезной, я бы даже сказал – труднореализуемой даже в рамках конкретного субъекта РФ. Мне интересны конкретные шаги, которые будут выработаны в Самарской области, ведь в рамках Национального рейтинга прозрачности закупок-2013 регион получил уровень «Гарантированная прозрачность», что свидетельствует о высоком уровне организации закупочного процесса в регионе».

Кстати

В 2013 году Госфинконтроль проверил в общей сложности расходование 109 млрд рублей. Объем выявленных финансовых нарушений в ходе контрольно-ревизионной деятельности составил 5,2 млрд рублей, а объем выявленных бюджетных рисков (завышение стоимости товаров, работ и услуг) при планировании бюджетных расходов – 2,7 млрд рублей.

В сфере размещения заказов финконтроль обнаружил 603 нарушения на сумму 1,2 млрд рублей. При заключении контрактов, по данным ведомства, нарушений было допущено на 128 млн рублей. На своем сайте Госфинконтроль отчитался о 3 млрд рублей, обращенных в пользу бюджета Самарской области. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру