Доплатить за еду

 В ответ на западные санкции Россия форсирует возвращение упущенного в прежние годы суверенитета по наиболее популярным видам продовольствия. Путь этот займет немалое время и потребует финансовых затрат, причем существенная их часть, несмотря на все усилия властей, ляжет на плечи населения. Так что роста розничных цен на продукты в ближайшие месяцы вряд ли удастся избежать.

Доплатить за еду
За каких-то полтора месяца цена на красную рыбу в самарских магазинах подскочила примерно на 30%.

 «Горячие линии» обратной связи органов власти с населением накалились спустя примерно месяц после частичного запрета импорта продовольствия из стран ЕС в Россию. По данным Федеральной антимонопольной службы, только за две недели с момента введения эмбарго мясо на российских прилавках подорожало на 20-40%. Следом в ценовой гонке идут овощи и фрукты, третью позицию в этом антирейтинге занимают молочная продукция, сыры и сливочное масло. На днях проверку сигналов о нарушениях в сфере ценообразования на продовольственном рынке в ряде регионов страны, в том числе в Самарской области, начала Генпрокуратура.

Расписались в социальной ответственности

За три дня до этого российские ассоциации ретейлеров, производителей и поставщиков продуктов питания по инициативе вице-премьера Аркадия Дворковича подписали «Меморандум о недопущении необоснованного роста розничных и отпускных цен в условиях продовольственных санкций». Подписи под этим документом поставили представители Ассоциации компаний розничной торговли, которая объединяет крупнейших российских ретейлеров, а также «Руспродсоюза», «Союзмолока», «Рыбного союза» и других профессиональных объединений.

Несмотря на эмбарго, люди меньше в магазины ходить не стали.

Правда, содержание Меморандума подписанты трактуют по-разному. В документе говорится, что поставщики и торговые сети должны избегать искусственного завышения отпускных и розничных цен, уменьшения объемов поставок и реализации, сообщили нам в филиале «Средне-Волжский» X5 Retail Group. И заверили, что участники продовольственного рынка понимают, что все их действия должны быть максимально прозрачными. А вот, по словам руководителя «Рыбного союза», стороны Меморандума не обещают, что цены не будут расти, - они лишь демонстрируют властям свою готовность сдерживать этот рост, так как «замораживание цен может привести к дефициту и продаже продуктов из-под полы».

Пока власти надеются, что до прямого госрегулирования продовольственных цен дело не дойдет, и рассчитывают на социальную ответственность компаний, составляющих «пищевую цепочку» от поля до магазина. Вопрос, насколько прочными окажутся договоренности сторон, ответственных за продуктовое благополучие населения.

Размер имеет значение

Наибольшее влияние на продуктовые цены оказывают крупные розничные продавцы – современные торговые сети, которые занимают примерно 60% в структуре российского рынка ретейла. К их числу относятся в первую очередь «Магнит», X5 Retail Group, куда входят магазины «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», а также «Ашан». Обладая большими, чем у других продавцов ресурсами, они располагают соответственно большими возможностями для сдерживания потребительских цен.

Одна из них – крупнооптовая закупка продукции сельхозпроизводителей: продавая все и сразу, те, как правило, назначают меньшую цену на свой товар. Которая затем – разумеется, при честном подходе магазина – конвертируется в более низкую отпускную цену для населения. Кроме того, закупочная мощность крупных сетей позволяет им проводить в своих магазинах акции по временному снижению стоимости определенных продовольственных товаров.

Еще одно направление ценовой политики таких сетей – отбор поставщиков: доступ к прилавку в первую очередь получают те из них, кто предлагает свой товар дешевле. В X5 Retail Group, например, по этому поводу взаимодействуют с федеральными ассоциациями производителей, проводят торгово-закупочные сессии, где встречаются с поставщиками и производителями, разъясняют им технологию работы с сетью и заключают с ними прямые договоры. В филиале «Средне-Волжский» рассказали о состоявшейся в середине сентября одной из таких сессий в Оренбурге. В результате более 40 крупных сельхозпроизводителей выразили готовность поставлять свою продукцию на полки местных магазинов «Пятерочка» и «Карусель». Аналогичные мероприятия Х5 планирует и в Самарской области.

Понятно, что даже крупные сети не смогут заморозить продуктовые цены: они будут расти по экономическим причинам (в их числе - инфляция, рост валютных курсов, затраты на перевозку, стоимость сырья и другие издержки производства). Но труднее всего в этих условиях придется небольшим сетям и отдельным магазинам формата «у дома». Не стоит удивляться, если некоторые из них закроются, не выдержав конкуренции с более ресурсными торговыми сетями.

Вообще же, по словам участников продовольственного рынка, период неопределенности, вызванный введением эмбарго на западное продовольствие, заканчивается. Налаживаются торговые связи с новыми поставщиками из стран, которые под запрет не попадают (это, в частности, Сербия, Турция, Азербайджан).

Для хранения собственных фруктов и овощей у нас не хватает мощностей.

Переработают все

Повышенный интерес к продукции отечественных сельхозпроизводителей проявляют не только торговые сети, но и перерабатывающие, в частности молоко, предприятия. Последние привязаны к месту производства сырья наиболее жестко: молоко трудно транспортировать издалека.

Между тем собственного молока в Самарской области не хватает, причем не первый год. В последнее время много говорилось о слабой конкурентоспособности молочной отрасли в условиях ВТО, но для ее развития в регионе практически ничего не сделано, сетует Николай Сомов, владелец ООО «Радна», расположенного в Богатовском районе.

По словам директора по связям с общественностью дивизиона «Волга» компании «Danon в России» Марии Жарковой, предприятию «Самаралакто», крупнейшему в нашем регионе, для рентабельной загрузки его мощностей требуется 300 тонн молока в сутки, а местные производители готовы поставить только половину. Остальной объем приходится завозить из соседних регионов, в частности, из Татарстана.

Комментируя «МК в Самаре» ситуацию с ценами на молочную продукцию, Жаркова в качестве главных факторов отметила интенсивный рост потребления этой продукции (за прошлый год оно увеличилось на 35%) и сезонную нестабильность объемов производства молока в Самарской области. Сочетание названных факторов провоцирует рост цен, и чтобы эффективно сдерживать его, есть только один путь - развивать предприятия, выпускающие столь дефицитное сегодня сырье. Чем «Самаралакто», входящее в холдинг «Danon в России», и занимается. Как уточнила Мария Жаркова, речь идет об альянсе «Самаралакто» с молочным комплексом «Радна».

Будучи основным потребителем «Радны», «Самаралакто» помогает комплексу в реализации проекта по наращиванию производства качественного молока более чем вдвое.

Вписаться в «окно возможностей»

Продуктовое эмбарго предоставляет российским сельхозпроизводителям, чья продукция прежде была востребована слабо, отличный шанс для развития. Можно ли было увидеть на прилавках магазинов, к примеру, отечественные яблоки? А когда запретили импорт польских - пожалуйста. Причем ожидать отмены продуктовых санкций, судя по всему, оснований нет. Другое дело, что наше сельское хозяйство сегодня просто не готово в полном объеме обеспечивать потребности населения в продуктах питания. Не хватает, к примеру, мощностей для хранения фруктов и овощей, а в цепочке от поля до прилавка слишком много посредников, в карманах которых остается, по оценкам экспертов, до четверти розничной цены.

«Окно возможностей» для местных сельхозпроизводителей должны открыть прежде всего торговые сети, заинтересованные в прямых поставках с минимальными транспортными издержками. Но от производителя требуется немало – его продукция должна быть поставлена в необходимых объемах, иметь высокое качество, достойную упаковку, штрих-код и конкурентоспособную цену. Причем подход у крупных сетей един для всех поставщиков.

Чтобы привести свой товар в соответствие с требованиями крупных – федерального уровня – сетей, сельхозпроизводителям нужны средства для приобретения оборудования, помещения, где можно было бы его установить, квалифицированные кадры и время – по оценке специалистов, год-два. А ну как санкции отменят, и в Россию снова хлынет поток дешевых продуктов с Запада?! Стоит ли тогда вкладываться? Снять эту озабоченность призваны российские власти: им бы не отступать от того стратегического курса на формирование собственной продовольственной базы, который они сейчас демонстрируют.

Помочь, но не опекать

До недавних пор влияние самарских властей на продовольственный рынок исчерпывалось организацией продуктовых ярмарок и рынков, а также поддержкой предприятий местного агропромышленного комплекса. В 2014 году на разные виды такой поддержки запланировано свыше 7,5 млрд рублей из областного и федерального бюджетов. При этом основное внимание уделяется отстающим секторам: по данным регионального минсельхоза, обеспеченность продуктами местного производства составляет 51% по мясу и мясопродуктам, 54% по молоку и молокопродуктам и 20% по яйцу.

После введения эмбарго в Самарской области, как и в других субъектах РФ, был создан оперативный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры региональных продовольственных рынков. В нем участвуют представители крупных торговых сетей, поставщиков, сельхозпроизводителей и органов власти, включая антимонопольную службу.

Документальной основой для разговора служат данные мониторинга цен на продукты питания и информация об уровне самообеспечения Самарской области основными продовольственными товарами. На прошедших 4 и 19 сентября заседаниях штаба оргвыводов сделано не было – властной вертикали вполне достаточно обозначить свое приоритетное внимание к продовольственным проблемам, чтобы участники продуктового рынка не «баловались» с повышением цен.

Ситуативные усилия властей не должны, однако, уводить их от сути дела: для устойчивого роста местного производства продовольственных продуктов нужны полноценные инвестпроекты, в разработке и реализации которых участвовали бы все стороны, составляющие технологическую цепочку от поля до магазина. Проблема не в том, чтобы снабдить сельскохозяйственную отрасль льготными финансовыми и товарными ресурсами, а в том, чтобы превратить их в инвестиции.

А что касается еды, по оценке руководителя департамента торговли и потребительского рынка минэкономики области Дмитрия Харчева, продовольственный рынок Самарской области уже отреагировал на эмбарго, и в дальнейшем цены на продукты будут расти лишь в темпе инфляции.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру