Михаил Куперберг: В наших школах не хотят рассказывать детям о кино

 Самарские киноманы с нетерпением ждут 9 сентября - в этот день в Доме актера откроется 35-й сезон киноклуба «Ракурс» и пройдет премьерный показ долгожданной ленты «Танец реальности» мастера сюрреализма Алехандро Ходоровски. По этому поводу «МК в Самаре» поговорил с директором киноклуба «Ракурс» Михаилом Купербергом. По иронии судьбы наша беседа пришлась на День российского кино, но коснулась не только его. Разговор начал сам Михаил Яковлевич.

 

Михаил Куперберг: В наших школах не хотят рассказывать детям о кино

Культурное обслуживание

– Сегодня День советского кино, хотя почему-то его называют Днем российского кино. Мне вчера звонили и поздравляли с этой датой, но это не праздник. В этот день, 27 августа 1919 года, Ленин подписал указ о национализации кинематографа. До этого же в Российской империи был очень хороший частный кинематограф. Я же считаю Днем российского кино 28 октября, когда произошел первый показ первого же российского художественного фильма «Понизовая вольница» в 1908 году.

– Сейчас в стране другая ситуация: частный кинематограф развит, но назвать его качественным сложно. А если государство и поддерживает кино, то речь идет в основном о производстве фильмов на заказ. В свете событий в стране и регионе рассчитываете ли вы на изменение ситуации: помощь государства в развитии кино и системы кинообразования в России, Самарской области и, в частности, в дальнейшей жизни «Ракурса»?

– Вся сегодняшняя ситуация с законами, Украиной, массой санкций, агрессией и поддержкой со стороны российского населения курса государства меня очень удручает. Абсолютно никаких иллюзий и надежд на развитие культуры и кинообразования сверху в стране и регионе у меня нет.

Фильм «Класс коррекции» Ивана Твердовского станет первой российской премьерой в «Ракурсе».

К тому же весь современный кинобизнес держится на частных структурах. Государство не имеет к нему никакого отношения. Конечно, плохо, что оно почти не занимается культурной политикой, а продукт, который появляется в кино при его участии, мягко говоря, слаб. Фильмы «Гагарин» и «Поддубный» сделаны малоталантливыми людьми на заказ, и я понимаю, что таких картин будет много.

В пафосные проекты и дальше будут вкладываться большие деньги. Но я вижу, что заниматься настоящим искусством и культурой при сегодняшней политике и идеологии никто не станет.

Надо вспомнить, что с введением в школах предмета «100 фильмов» тоже ничего не вышло. Я сейчас хожу по школам, пытаюсь договориться о проведении курсов, посвященных истории и теории кино. Но из 15 образовательных учреждений мою инициативу поддержали только два.

– Как вы считаете, можно менять ситуацию только снизу, занимаясь самообразованием, воспитывая новое поколение, чтобы молодые люди, придя в «Ракурс», получили импульс к дальнейшему развитию?

– Да, только так, как было раньше в Куйбышеве, когда у нас существовали клуб «Поэзия» Юрия Орлицкого, клуб филофонистов, проводилась дискотека «Удачный звук» Константина Лукина при Доме молодежи, появился «Ракурс», а до него зародились еще несколько киноклубов. Слава богу, это была инициатива снизу.

При этом мы не считали себя борцами с режимом. Мы были людьми, которые в советские времена стремились к какому-то уровню свободы. Нам просто хотелось смотреть альтернативное кино и слушать другую музыку.

Сложность в том, что сейчас мы живем в совсем другой стране. Сегодня общественная атмосфера такова, что люди хотят в лучшем случае укрыться и смотреть кино дома.

В основной же массе современное общество нацелено на потребление. Одна его часть может себе позволить покупать джинсы, жвачку, посещать кинотеатры и торговые центры, другая не может, но тоже к этому стремится. Пока у людей есть еда, вещи, фильмы в интернете и ночные клубы, зачем им духовная пища?

Дремучие киноманы

– Кроме этой проблемы есть факторы, которые нельзя изменить снизу: отсутствие цифровой аппаратуры и системы кондиционирования в Доме актера, который с началом сезона становится и киноклубной площадкой, невозможность показывать фильмы в день их российской премьеры в «Ракурсе», наконец, неимение собственной площадки. При какой ситуации, в вашем представлении, киноклуб может получить собственное помещение, новые киноведческие кадры?

– Во-первых, с прошлого года у нас появилась площадка в «КиноМосте» в торговом центре «МегаСити» и возможность показывать арт-кино по четвергам, когда по техническим причинам невозможно делать это в Доме актера. Мы будем придерживаться этого принципа и в новом сезоне.

Фильм Вуди Аллена «Магия лунного света» - одна из ожидаемых премьер этого сезона.

Во-вторых, понятно, что в Доме актера нужна цифровая аппаратура, но у нас таких возможностей нет и, думаю, не будет.

Что же касается новых кадров в «Ракурсе», много лет мы пытаемся воспитывать в учебных заведениях киноведов. Я рассказываю им про «Ракурс», приглашаю в киноклуб, им интересно, они читают, пишут о кино, смотрят его, но дома.

Пригласить их сюда на дискуссии, просмотры чрезвычайно сложно, не говоря уже о том, чтобы привлечь к организационной деятельности. Так что сказать о том, что сформировалось следующее поколение, которому бы мы предоставили площадку киноклуба, нельзя.

Нам нужна категория людей, которые бы смогли отвечать в «Ракурсе» за организационные и творческие вопросы. Не знаю, появятся ли они, но надежда на это есть.

– Их в прошлом сезоне вы пытались воспитать в рамках проекта «Азбука кино» в арт-клубе «Корица», но он приостановился в связи с закрытием клуба. Что будет с «Азбукой кино» дальше и как вы оцениваете ее опыт?

– Мы проработали в «Корице» с октября по февраль, и прошло мало времени для того, чтобы делать определенные выводы. С одной стороны, проект «Азбука кино» мы начинали в прошлом году, рассчитывая на расширение нашей аудитории.

Остроумная комедия Брюно Подалидеса «Прощай, Берта, или Похороны бабушки» откроет новый фестиваль французского кино.

С другой стороны, мы рассчитывали в «Корице» найти совсем другого зрителя, для которого важна атмосфера клуба, маленького пространства, потому что смотреть кино в мультиплексе среди людей, жующих попкорн и говорящих по телефону, он не хочет.

Мы рассказывали об истории кино, показывали фильмы или фрагменты из них, затем обсуждали увиденное со зрителями.

Не могу сказать, что мы сформировали другую аудиторию. Люди приходили, смотрели разные фильмы, и когда я спрашивал их, чего они хотят в дальнейшем, отвечали: «Пока не знаем». То ли у них «легкость в мыслях необыкновенная», то ли интересы настолько рассредоточены, что для них кино – временное увлечение, и они сегодня смотрят, а завтра танцуют.

Потом «Корица» закрылась, и мы стали искать новую площадку для «Азбуки кино». На наш призыв откликнулась галерея «Виктория». Мы уже разговаривали и решили, что «Азбука кино» продолжит свое существование там. В настоящее время мы договариваемся о датах и времени мероприятий этого проекта.

В поисках нового Феллини

– Фестиваль воображаемого кино «70/30», который вы проводили в этом году, был рассчитан на публику, готовую снимать кино. Был ли практический результат от него?

– Мы с культурологом Валерием Бондаренко, философом и культуртрегером Романом Самсоновым и некоторыми другими профессионалами пытались познакомить людей с основами написания сценария и азами монтажа. К нам пришли публика, которую мы не видели в «Ракурсе».

Этот разговор с другой аудиторией тоже был интересен. Я смотрел на людей и понимал, что они ничего не знают, хотя и усиленно что-то записывают, а некоторые даже интересуются литературой по истории кино.

Из картин, что были представлены на фестивале, я увидел несколько десятков фильмов. Их авторы не хотели высказываться на остросоциальную, политическую тему или говорить про себя в целях самопознания.

Лауреатом же фестиваля стала лента самарского художника, автора видеоарта Олега Захаркина: его лента в качестве награды будет показана на Канском фестивале короткометражного кино (проходит в городе Канске Красноярского края РФ – «МК»).

Если сравнивать этот проект с его предшественником, проводившимся ранее в Самаре фестивалем спонтанного кино «Белый квадрат», «70/30» меня, конечно, разочаровал: участники фестиваля знали слишком мало, да и мы дали им не много времени на подготовку. Для продолжения этой задумки, нам, конечно, нужны подобающая площадка и финансовые вложения, чтобы купить призы и пригласить профессионалов для участия в жюри.

Сейчас снимают все, кому не лень. Этого самопала очень много. Может быть, из такого графоманства появятся новые Феллини, фон Триер или Тарковский, но я их пока не встречал.

Несмотря на печальную ситуацию со зрительской аудиторией, кинообразованием, кинопрокатом и вообще с киноис-кусством в России, мы все же продолжим заниматься тем, что делаем, - «бить в одну точку». Мы очень ждем начала нового сезона, премьеры картин Ходоровски «Танец реальности» и обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля-2014 Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка». Этой лентой мы откроем новый сезон с мультиплексом «КиноМост» в помещении «МегаСити». Картины мы не видели и приглашаем к просмотру зрителей.

Также советуем не пропустить картину Джеймса Тобака «Соблазненные и брошенные». Это любопытный документ своего времени, мудрый, печальный взгляд на современное кинопроизводство, состояние его умов и просто на кино как таковое.

Особо интересна будет программа совместного с «Альянс Франсез Самара» фестиваля «10 вечеров с французским кино». В ней нет широко известных для зрителя имен, как раньше, но есть много чрезвычайно талантливых картин: новые ленты, классика, анимация и киноверсия театральной постановки. Не забудем мы и короткометражные ленты. Также в этом сезоне постараемся показать и все то лучшее, что есть в российском арт-кино. Первый фильм – «Класс коррекции» молодого режиссера Ивана Твердовского о детях-инвалидах – будет представлен в «КиноМосте» 25 сентября. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру