ЦЕЛЬ – СПАСТИ И УКРАСИТЬ
- Франческа, как появилась идея проекта «Международный воркшоп в Самаре «Новый имидж города (Итальянский взгляд)»? Какую задачу вы ставите перед собой и вашими студентами?
- Наш проект с Самарой начался два года назад в рамках сотрудничества департаментов архитектуры Флоренции и Самары, нашего профессора Стефано Берточчи и профессора Самарского государственного архитектурно-строительного университета Ефима Вышкина. Мы приехали, чтобы применить методы проектирования, которые использовали в городах Италии, к вашему городу. Конечно, Самара очень большая, и осуществить наш проект на всей ее территории невозможно. Но, прогуливаясь по историческому центру, мы выделили для себя площадки с отдельно взятыми зданиями, над которыми нужно работать. С одной стороны, они представляют архитектурную ценность, но с другой – разрушают целостный облик города. Мы анализируем архитектуру центра Самары, делимся идеями с вашими студентами, чтобы разработать общий план реставрации исторической части города.
- Какие наиболее проблемные участки города вы выделили для себя во время работы?
- Работа проводятся на участке, который начинается от площади Революции и проходит вниз к Волге. Мы выбрали эту местность, потому что здесь представлена серия зданий разных архитектурных традиций, и старинные, деревянные, и новые, кирпичные. Нас интересовали дома, которые стоят не только на центральных улицах, но и во внутренних дворах, которые часто контрастируют с тем, что есть снаружи. Но не все из них обладают ценностью для города. Некоторые здания сейчас заброшены, и вид у них ужасный, они не передают дух Самары, ее архитектуры, но при грамотной реконструкции станут украшением города.
Мы разделили территорию, на которой работаем, на шесть секторов, в каждом выделили шесть участков, которые находятся в критическом состоянии, чтобы сделать проект дальнейшей работы для каждой местности. Мы вырабатываем концепцию, в которой здания разных стилей будут составлять единый архитектурный ансамбль.
ГОРОД СТИЛЕВОГО РАЗНООБРАЗИЯ
- Знакомы ли вы с архитектурой российских городов-миллионников и что вы думаете об облике российских мегаполисов в целом?
- Я была в Санкт-Петербурге и Перми. Также я посетила Карелию. Санкт-Петербург – город XIX века, архитектура которого соответствует общим стандартам эпохи, здесь многое выдержано в едином стиле. Пермь – такая же маленькая, как Самара, но в архитектурном плане ваш город выделяется наибольшим стилевым разнообразием.
- Вы не в первый раз в нашем городе. Как бы вы охарактеризовали специфику городской среды Самары в сравнении с другими городами России и мира?
- Самара, в отличие от других российских мегаполисов, очень похожа на итальянские города геометрией улиц и обликом домов. Но архитектурные традиции, стили, использованные стройматериалы здесь, конечно, абсолютно другие, нежели в Италии. Например, в нашей стране для строения и декора используется камень, дерево же практически нет, за исключением севера Италии. В Самаре же, как и в других российских городах, напротив, дерево является важным элементом декора.
Архитектура вашего города испытала на себе влияние разных стилей, в том числе из других стран. Дома на главной улице Самары кардинально отличаются друг от друга по стилю. Но их строители не соблюдали всех правил, в которых выдержано определенное здание. Как раз этот микс, смешение стилей представляет сложность и ценность в изучении вашего города.
МУЗЕЙ ИЗ ИЗБУШЕК
- Действительно, деревянная архитектура – ценность Самары. Но ее образцы являются и самыми проблемными местами нашего города. И избавиться от них мы не можем, потому что среда потеряет целостность. Как вы считаете, возможно ли ее сохранение в том виде, чтобы городская среда не потеряла идентичность, а эти дома не стали атрибутами неустроенности?
- В Самаре достаточно красивые здания из дерева, было бы очень жалко их терять. Но самарцы не отдают себе отчета в том, что эти дома только украшают город. Я видела много старинных деревянных домов, например, в Финляндии, где постройки XVII века сохранились и поддерживаются до сегодняшнего дня в хорошем состоянии. Я предлагаю не разрушать эти дома, а дать им новую жизнь и использовать их по назначению, чтобы они не стояли просто так. Может быть, не жить в них, а задействовать их площадки как музей. Можно, например, использовать для туристов ряд неприспособленных деревянных домов, которые стоят на берегу Волги. Но в разных городах такая практика осуществляется по-разному. Так, администрация Петрозаводска полностью разрушила старую церковь, построила на ее месте новую и назвала это «реконструкцией». Для нас это не реставрация.
- Каково, по-вашему, будущее архитектурного облика Самары?
- Это очень сложный вопрос. Я провела не так много времени в Самаре и еще не составила общего впечатления об ее архитектурном облике, поэтому не являюсь экспертом в этой области. Я, правда, не знаю. Но я надеюсь на то, что вы поймете: самое ценное – в том, что вы уже имеете, а не в том, что вы построите.
- Планируете ли вы вернуться в Самару в следующие годы, чтобы продолжить работу?
- Очень надеюсь, что это произойдет. Это зависит от результатов этого воркшопа и соглашений между нашими университетами.