МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Самара

Самарские суды рассматривают серию дел о лжельготниках

5 человек обвиняются в мошенничестве при получении выплат

Следствие пытается доказать, что пять человек на протяжении многих лет незаконно получали выплаты, положенные участникам ликвидации последствий взрывов на ЧАЭС.

26 апреля 1986 года взорвался четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС, из-за чего произошел масштабный выброс радиоактивных веществ. Для устранения последствий катастрофы потребовалось около двух лет, за это время вокруг разрушенного блока возвели саркофаг, куда замуровали все обломки, остальные три энергоблока дезактивировали, а вокруг АЭС создали 30-километровую зону отчуждения.

В ликвидации последствий чернобыльской катастрофы приняли непосредственное участие более 600 тысяч человек: это ученые, военные, пожарные, милиция, медики, обычные рабочие и, конечно, пилоты, которые доставляли туда и обратно людей и оборудование. Работали там и самарцы. Вот только недавно в ФСБ выяснили: не все те, кого мы называем ликвидаторами ЧАЭС, на деле являются таковыми.

— В ходе оперативно-розыскных мероприятий стало известно, что некий Сергей Станиславович Рязанов подал в 2002 году заявление на переоформление удостоверения ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В качестве подтверждающих документов он предоставил копию поддельного задания на полет № 152 от 27 мая 1986 года в Припять, — объяснил старший оперуполномоченный УФСБ России по Самарской области Евгений Черняев. — Мы установили, что аэродром в Припяти никогда не существовал, а на основании ответов от АО «РКЦ «Прогресс» и Федерального космического агентства, являющихся правопреемниками организаций, которые могли инициировать этот полет, был сделан вывод, что его не было вовсе. То есть самолет Ан-24 № 26191 никогда не летал по маршруту «Куйбышев — Борисполь — Припять — Куйбышев».

Оперативные сотрудники стали «копать» дальше и выяснили: Сергей Рязанов, который в документе обозначен командиром Ан-24 по факту, им стал лишь в 1987 году, а на момент полета мог быть лишь вторым пилотом. То же касается Николая Козлова: пилотом-инструктором он был назначен в мае 1987 года и не мог в этом качестве совершать полет годом ранее. Та же история и с другими членами экипажа. Дошло и вовсе до абсурда: Евгений Крысько, который якобы летал в Припять вторым пилотом, в 1986 году вообще жил и работал в Ижевске, а на ЦСКБ «Прогресс», с экипажем которого якобы летал, пришел только в 1987 году.

Первый визит сотрудники ФСБ нанесли Рязанову в октябре 2015 года, потом один за другим под следствие попали его товарищи, весной 2016-го уголовные дела в отношении каждого из них отдали в суды. Обвинили их в мошенничестве при получении выплат.

Евгений Крысько на суде отказался давать какие-либо показания, его адвокат просил о снисхождении, ведь на стадии следствия свою вину он признавал, а нанесенный государству ущерб в 700 с лишним тысяч рублей погасил. Внушительная сумма сложилась из надбавок к пенсии (347 рублей ежемесячно), социальных льгот на общую сумму более 200 тысяч рублей и выплат на санаторно-курортное лечение (475 тысяч рублей). С учетом всех смягчающих обстоятельств суд 26 мая приговорил его к одному году условного лишения свободы.

Свою вину признали и мнимый авиатехник Панков со штурманом Федосеевым, первый из них обокрал государство на 1,6 млн рублей, второй — на 576 тысяч рублей.

— Самолет Ан-24 24 № 26191 на ЦСКБ «Прогресс» и правда был, но я на нем в Припять не летал, — твердил Панков как на судебном процессе по делу в отношении его самого, так и на заседаниях по обвинению его товарищей.

Федосеева 7 апреля осудили на полгода условного лишения свободы, а Панкова 5 мая — на три, тоже условно.

Никто из них так и не смог объяснить, как и когда на свет появилось поддельное задание на полет. Это сделал лишь Сергей Рязанов.

— Внутреннюю часть этого задания оформлял я, лицевую — Козлов, так как я на тот момент уже не работал в ЦСКБ «Прогресс» и не имел доступа к необходимым печатям, — заявил он. — Да, я не летал в Припять, но мы неоднократно бывали в Киеве и все равно следовали через «облако», поэтому я был уверен, что получил ту же долю излучения, что и остальные, а потому имею право на звание ликвидатора аварии ЧАЭС и на льготы.

Сергею Рязанову ущерб насчитали в 359 тысяч рублей, и он его послушно погасил. Решением Октябрьского районного суда от 30 мая он признан виновным в мошенничестве и осужден к одному году лишения свободы условно.

Единственный, кто до сих пор отрицает свою вину, — это Николай Козлов. По его словам, он летал в зону отчуждения и садился там на временный аэродром.

— Я помню деревянный домик, откуда нельзя было выходить, — заявил он в суде. — По карте нам показали маршрут, и мы полетели замерять радиацию, для этого прошли над землей буквально на высоте метров в 900.

Впрочем, посмотрев в суде на полетное задание, Козлов признал, что оно липовое: там даже расстояния между городами указаны неправильные. Но свою причастность к изготовлению фальшивки он отрицает до сих пор.

— Документ на самом деле может быть поддельным, вот только я думаю, что вины Рязанова с Козловым в этом нет, — рассудила руководитель Самарской областной общественной организации чернобыльцев «Союз ветеранов Чернобыля» Альбина Петрова. — Понимаете, в то время многие проблемы решались, что называется, по звонку. ЦСКБ «Прогресс» подчинялся Москве, и приказ отправить пилотов в Припять могли отдать по телефону, после чего спустя какое-то время, когда чернобыльцам начали выдавать удостоверения и назначать льготы, предприятие просто предоставило список сотрудников, которым положены выплаты. В то время с документами частенько была неразбериха.

Альбина Степановна про это знает не понаслышке — в 1987 году она 2,5 месяца проработала в Чернобыле в военно-строительном полку в отделе, который занимался розыском документов ликвидаторов 1986 года для того, чтоб они получили зарплату. По ее словам, у них был очень добросовестный командир, который не только своим подчиненным документы оформил честь по чести, но и разысканным чернобыльцам вместе с копиями бумаг, отправленных в банк, приказал отсылать и справки о том, что они принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и им положены льготы. Однако не всем там повезло. В 2012 году она познакомилась с двумя чернобыльцами, у которых таких справок нет до сих пор. А потому и со льготами большие проблемы.

— Однако даже если взять за основу версию Рязанова о том, что он летал не в Припять, а в Киев, то он все равно официально может считаться ликвидатором чернобыльской катастрофы, — считает Альбина Петрова. — В Законе № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» сказано, что к категории граждан, подвергшихся облучению, относятся в том числе и те, кто в 1986–1987 гг. принимал участие в работе, связанной с эвакуацией людей или другой работой, и этот перечень включены летно-подъемный и инженерно-технический составы гражданской авиации вне зависимости от места дислокации и выполнявшихся работ.

На данный момент приговор не вынесен лишь по делу Николая Козлова. Столкнувшись с противоречиями в показаниях и твердой его уверенности в своей невиновности, суд с материалами дела разбирается досконально. Следующее заседание по делу лжечернобыльца назначено на 15 июня. Кто из его бывших товарищей на нем выступит, пока не известно. Козлову предъявлено обвинение в мошенничестве с выплатами в крупном размере, за что закон предусматривает до пяти лет реального лишения свободы. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах