Где храму место?

Тольяттинцы пожаловались кремлевским правозащитникам на церковь и мэрию

В середине февраля Самарскую область посетила группа членов президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) во главе с его председателем, советником президента Михаилом Федотовым. Они проинспектировали ряд социальных и медицинских учреждений, дополнительный избирательный участок на АвтоВАЗе, центр временного содержания подлежащих депортации иностранцев и СИЗО-4. Члены СПЧ провели прием граждан на площадке уполномоченного по правам человека в Самарской области. 

Тольяттинцы пожаловались кремлевским правозащитникам на церковь и мэрию
Фото: администрация Самарской области

Холодный дом

На прием к федеральным правозащитникам записалось и пришло всего семь жителей региона. Выслушать больше людей они бы и не успели — мероприятие началось поздним вечером. Да и вопросы заявители поднимали совсем не простые. С каждым приходилось беседовать подолгу, разбираться в запутанных ситуациях, просматривать кипы жалоб, исков, судебных решений. Поэтому работа велась одновременно сразу в нескольких кабинетах.

Жительница дома №5 на 9 просеке Барбошиной Поляны Светлана Ремизова на индивидуальном приеме у члена СПЧ Натальи Евдокимовой рассказала, что в ее квартире уже целых семь лет отсутствует отопление.

Эта история могла бы показаться невероятной, если бы не документы, подтверждающие каждое ее слово. Старый восьмиквартирный дом, находящийся на территории санатория им. Чкалова, еще в советские времена находился на балансе некоего профсоюза. В начале нулевых он был приватизирован ООО «Теплосан». Однако, как сообщила Ремизова, в 2008 году эта компания от своего имущества отказалась. Просто подала заявление в Росреестр и аннулировала свое право собственности. При этом дом никому не был передан, вплоть до сего дня он так и остается ничьим. А в 2011 году компания «отрезала» его от центрального отопления.

Фото: vladtime.ru

Всего, по словам Ремизовой, в доме не отапливается шесть квартир, однако в четырех из них никто не проживает. Две были приватизированы, и жильцы установили в них газовые котлы. Остальные уже семь лет живут без тепла.

Ремизова рассказала правозащитнице, что все эти годы она исправно вносит квартплату. Хотя с «Теплосаном» у нее даже не заключен договор социального найма. Жильцы пытались в судебном порядке принудить компанию оформить договорные отношения. Однако им было отказано.

В том же 2011 году Ремизовой вместе с ее соседкой удалось-таки выиграть суд, обязавший ООО «Теплосан» восстановить теплоснабжение в квартирах, установив в них газовые котлы. Но никто этого делать не собирался. Открытое в 2012 году исполнительное производство тянется и по сей день. А в начале 2017 года «Теплосан», в свою очередь, подал в суд заявление, требуя его прекратить. И суд пошел ему навстречу, мотивировав свое решение отсутствием технических условий и возможностей. Сегодня Ремизова пытается его оспорить.

— На мой взгляд, единственный способ решения этой проблемы — добиваться в судебном порядке, чтобы дом был признан бесхозным и передан aдминистрации Самары. Многоквартирный дом не может оставаться ничьим. Согласно законодательству, любая бесхозная вещь должна принадлежать государству, — сделала вывод Наталья Евдокимова.

Отвоевывают дворы

Жительница дома на ул. Степана Разина в Тольятти Мария Вишнякова воспользовалась приездом федеральных правозащитников, чтобы в очередной раз пожаловаться на церковь и мэрию города. Тольяттинцы уже несколько лет обращаются во всевозможные инстанции, не желая допустить строительства церкви на их дворовой территории. На этом месте раньше находилась детская спортивная площадка, которая в прошлом году была демонтирована.

Как пояснил начальник организационного отдела аппарата уполномоченного по правам человека в Самарской области Александр Евменчук, в свое время жильцы не догадались оформить эту территорию в качестве придомовой. Чем не преминула воспользоваться церковь, задумавшая построить божий храм именно на этом месте. В 2011 году на публичных слушаниях зонирование участка было изменено с Ж-4 (жилая застройка) на Ц-6 (культовые сооружения). А потом мэрия Тольятти безвозмездно передала его местной религиозной организации «Православный приход в честь святого преподобного Серафима Саровского городского округа Тольятти Самарской и Сызранской русской Православной церкви». В начале 2017 года РПЦ оформила разрешение на строительство объекта. Сегодня территория огорожена, турники и скамейки снесены, строительные работы уже ведутся.

С аналогичной ситуацией столкнулись и обитатели ул. Автостроителей. Строительство храма на их придомовом «пятачке» мэрия Тольятти также одобрила, но здесь работы пока не начались.

— Я порекомендовала заявителям решать проблему в судебном порядке. Однако, на мой взгляд, с претензиями церкви на городские земли нужно разбираться на самом высоком уровне. То, что сегодня творится в этой сфере, иначе как безобразием не назовешь, — прокомментировала ситуацию Наталья Евдокимова.

Одно из обращений было связано с довольно курьезной ситуацией. Самарец хочет вернуть себе автомобиль, изъятый сотрудниками ГИБДД еще в 2013 году. По его мнению, правоохранители эвакуировали его незаконно. Однако в ходе расспроса автолюбителя выяснилось, что машину он купил без оформления сделки. Деньги, по его словам, он бывшему владельцу передал и пользовался автомобилем «на честном слове». Соответственно, юридически собственником машины он не является.

Все мы — под подозрением

В завершающей части мероприятия на вопросы журналистов ответили председатель СПЧ Михаил Федотов и уполномоченный по правам человека в Самарской области Ольга Гальцова. Федотов, в частности, рассказал о своих впечатлениях от посещения тольяттинского СИЗО №4.

Фото: news2world.net

-— Больше всего меня поразил неразбитый асфальт во дворе. И вообще там все аккуратно, чисто. И что очень важно — я увидел человеческое отношение к арестованным со стороны aдминистрации изолятора. Я пообщался и с теми, кто попал сюда впервые, и с людьми, которым уже не раз приходилось бывать в местах лишения свободы. Как всегда, задавал провокационные вопросы — морят ли вас голодом, часто ли подвергают пыткам? Все понимали, что это юмор, и улыбались.

Спросили у председателя СПЧ и про так называемый «кремлевский доклад» с 210 фигурантами, опубликованный Министерстовом финансов США. Журналист поинтересовался, почему Федотов тоже попал в этот список.

— Потому что там перечислены все советники прeзидента, в том числе и я. Между прочим, он составлен по телефонному справочнику aдминистрации прeзидента, даже имена в нем приводятся в том же порядке. Сначала мне это показалось смешным. Но потом стало обидно, что такую совершенно непрофессионально состряпанную бумагу выдают за серьезный документ. И противно — потому что все мы оказались под подозрением.

Ольга Гальцова заявила, что приезд такой делегации — большое событие для региона. По ее словам, до сих пор область посещали лишь отдельные члены СПЧ. В таком расширенном составе Совет по правам человека приезжает сюда впервые.

Фото: ok.ru

— Естественно, мы постараемся использовать этот приезд для продвижения вопросов, которые мы на территории области решить не можем. Например, они касаются применения условно-досрочного освобождения заключенных, — сказала Ольга Гальцова. — Другая актуальная проблема — содержание пожилых граждан в пансионатах, в том числе для писхически больных людей, условия которого нас не устраивают. Мы будем обсуждать проблемы обманутых дольщиков, вопросы гуманизации уголовного права, изменения гражданского законодательства в плане гарантий права собственности на объекты недвижимого имущества. Мы надеемся, что эти вопросы найдут свое разрешение не только в рамках Самарской области, но и в масштабах всей России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2018

Заголовок в газете: Где храму место?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру