«Стена Меркушкина»: снести нельзя благоустроить

Будущее склона на площади Славы в Самаре вынесли на суд общественности

На минувшей неделе в Самаре с участием архитекторов, скульпторов, историков и представителей СМИ началось обсуждение горячей темы, которая не остывает уже третий год: каким должен стать склон на площади Славы после того, как там завершится реконструкция. Оно было инициировано врио губернатора Самарской области Дмитрием Азаровым. Второе слушание назначено на сегодня, 25 октября.

Будущее склона на площади Славы в Самаре вынесли на суд общественности

«Стена Меркушкина» давно уже стала притчей во языцех не только в городе и области, но и в ПФО в целом. Самарцы как только ее не называют: и «стеной почета», и «стеной плача», и «стеной позора». Она была возведена в 2015 году к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и практически сразу же после того, как это случилось, стала объектом повышенного внимания со стороны общественности и настоящим яблоком раздора.

Стена раздора

Уже в мае 2015 года многолетний оппонент теперь уже экс-главы региона Николая Меркушкина депутат Губернской думы Михаил Матвеев изготовил петицию в адрес президента и главы Минкульта РФ, руководителя и прокурора региона. Под словами: «Мы требуем немедленной проверки законности строительства «стены почета» на Волжском склоне площади Славы с учетом массового нарушения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности; а также корректировки имеющегося архитектурного решения за счет дополнения ее террасой со смотровой площадкой» за считанные дни подписалось почти четыре с половиной тысячи человек.

Горячую новость подхватили журналисты местных СМИ, и автор петиции заявил им буквально следующее: «Это единственная в черте города видовая площадка, с которой открывался масштабный вид на Волгу». Сообщив, что, по его данным, цена вопроса составила более 200 миллионов рублей, Михаил Матвеев подчеркнул: «Это огромная сумма бюджетных средств, выделенная на проект с сомнительной архитектурной ценностью». И добавил, что, возможно, вслед за петицией подаст еще и судебный иск с требованием разобрать стену по кирпичику.

Тему развил один из авторов проекта архитектор Дмитрий Орлов. Обосновывая жизненную необходимость строительства «стены Меркушкина» в интервью журналистам «Эхо Москвы в Самаре», он загнул целых три пальца. Во-первых, «склон на площади Славы находился в предаварийном состоянии». Во-вторых, обрез, где установлена стена, «в случае большого скопления людей мог представлять опасность». И в-третьих, опять-таки в целях безопасности стена не должна была быть ниже 120 сантиметров.

Не оттуда смотрите

Мало того, архитектор поспорил с депутатом и на тему того, кто из них лучше умеет выбирать место, откуда без проблем можно полюбоваться на великую русскую реку с высоты почти что птичьего полета. Он заявил, что при заходе на площадь Славы с улицы Молодогвардейской стена практически не видна, а видна только Волга. Не менее впечатляющий вид, по его мнению, открывается и при подходе к «стене Меркушкина» вплотную.

Вслед за Дмитрием Орловым к дискуссии подключился его товарищ по цеху бывший архитектор Самары Виталий Стадников. Утверждение, что по требованиям безопасности стена не могла быть ниже 120 сантиметров, он назвал «полнейшим бредом». А также не устоял перед искушением порассуждать на тему открывающегося вида, только теперь уже не на Волгу, а на площадь Славы. «Если смотреть снизу, стена вписывается в общую концепцию площади Славы, – согласился он и тут же оговорился. – Но для тех, кто смотрит на нее сверху, это просто катастрофа».

С тех пор много воды утекло. Николай Мерушкин больше не глава региона. Он, кстати, без работы не остался. Владимир Путин назначил его спецпредставителем президента РФ по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов. Есть, оказывается, и такая должность. А горячего сторонника и одного из соавторов возведения «стены Меркушкина» Дмитрия Орлова коллеги, похоже, оттерли от участия в принятии главных архитектурных решений. И ему не оставалось ничего другого, как обнародовать свое видение ее будущего на личной странице в соцсети.

Первым делом Орлов посоветовал убрать со стены ее название: «Гордость, честь и слава Самарской области» (вариант замены на знакомое каждому родившемуся в СССР словосочетание «Доска почета» предложен не был). А во-вторых, предложил полностью заменить состав скульптур, которые предполагается установить до начала чемпионата мира по футболу 2018 года, матчи которого в числе других российских городов будет принимать и Самара.

В поисках консенсуса

По его мнению, скульптурная группа в количестве шестнадцати фигур должна символизировать не отрасли промышленности, а людей. Это – стрелец, купец, австриец Альфред фон Вакано, основавший в Самаре пивоваренный завод, и трое солдат – белогвардеец, красноармеец и боец Красной Армии, победившей в Великой Отечественной войне. А также люди мирных профессий – абстрактный труженик тыла, конкретные композитор Дмитрий Шостакович, проведший в Куйбышеве два года в эвакуации, конструктор ракетно-космической техники Дмитрий Козлов, создатель «Нивы» Петр Прусов и героически погибший бард Валерий Грушин, имя которого носит знаменитый фестиваль самодеятельной песни. Кроме того, предполагается парная скульптура юных спортсменов с одним мячиком на двоих, а также два памятника жертвам – голода двадцатых годов в Поволжье, репрессий и раскулачивания тридцатых и еще один – одновременно жертвам и героям локальных конфликтов. Главная мысль, которую Дмитрий Орлов хотел донести до посетителей своей страницы в соцсети, такая: «Нельзя поставить монумент гордости, это пошло. Гордость в идеале должна прийти как послевкусие или вывод. Она – продукт монумента, а не объект».

Едва заступив в должность после отставки Меркушкина, врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров решил свести всю эту разноголосицу в единое русло. «Я хотел бы посоветоваться с вами о проекте, который наделал много шума, – сказал он, открывая обсуждение. – Не стоит объяснять, насколько знаковое это место для самарцев».

Все поступившие предложения ко второму слушанию должен отсортировать глава местного отделения Союза архитекторов Юрий Корякин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 25 октября 2017

Заголовок в газете: «Стена Меркушкина»: снести нельзя благоустроить

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру