Авто без определенного места жительства

«Гаражный вопрос» самарцев давно не беспокоит

В начале сентября в одном из дворов Самары произошла драка между жителями двух подъездов. Поводом для столкновения соседей стала инициатива одного из местных автолюбителей – самовольно огородить часть территории под персональную парковку. К счастью, никто из участников драки серьезно не пострадал. Однако данный случай имеет все шансы повториться практически в любом дворе: авто, плотно стоящие у подъездов, а кое-где на газонах и даже детских площадках, стали привычной реальностью.

«Гаражный вопрос» самарцев давно не беспокоит
Фото: Наталья Кудряшова

Вопрос ребром

И эксперты, и сами автолюбители называют целый ряд причин, побуждающих самарцев использовать территорию двора в качестве парковки. И, как правило, это отнюдь не отсутствие вариантов цивилизованного размещения авто.

Безусловно, некоторое время назад дефицит гаражей и паркингов около жилого сектора в Самаре ощущался достаточно остро. «Квартальная застройка советского периода не предусматривала наличия значительного количества парковочных мест – в то время уровень автомобилизации населения был в несколько раз ниже, чем сейчас. Соответственно, с появлением большого числа автомобилей у населения в таких районах встал вопрос парковки», – говорит директор по маркетингу МЦ МАКБИ Александр Дербусалиев.

Однако в настоящий момент, судя по всему, проблема ощутима лишь на ограниченной территории, инфраструктура которой сложилась во времена, когда основным средством передвижения были конные повозки. В целом городу постепенно удалось адаптироваться к массовой автомобилизации.

– Проблему с паркингами вижу только в центре – имею в виду «старый город» от Полевой и до Хлебной площади, – говорит директор ООО «Информационные решения» Юрий Мамаев, водитель с семилетним стажем. – В остальных районах города, мне кажется, стоянок и ГСК полно. Свободные места в них можно найти всегда. Предложение пока превышает спрос.

Более того, по словам Александра Дербусалиева, в Самаре существует множество полузаброшенных ГСК и гаражных массивов на территории, прилегающей к железной дороге (от моста через реку Самара до Зубчаниновки), и на участках, примыкающих к промзоне (Безымянка, Металлург и т.д.). Многие гаражи не оформлены в собственность до сих пор и не предлагаются на рынок аренды и продажи.

Фото: Наталья Кудряшова

Что касается новостроек, в настоящий момент все застройщики в той или иной степени вынуждены планировать как возведение паркингов или гаражно-строительных кооперативов, так и обеспечение жителей местами для парковки. Прежде всего это необходимо для получения разрешительной документации на строительство. Кроме того, данный фактор является достаточно эффективным инструментом позиционирования на рынке с точки зрения удовлетворения потребностей покупателей жилья.

– Конечно, застройщики, которые возводят один-два объекта, не стремятся обеспечивать абсолютно всех жителей паркингами, – уточняет Александр Дербусалиев. – Например, в ЖК «Арго» на 552 квартиры приходится всего 11 подземных боксов, все они распроданы еще на этапе строительства. Однако крупные застройщики, возводящие целые кварталы, – такие компании, как «Трансгруз», «Берег», «Новый Дон», «Амонд», – все-таки проектируют большие ГСК и паркинги.

Фото: Наталья Кудряшова

Финансовый вопрос? Не вопрос!

Стоимость «жилья» для личных автомобилей также не является основным фактором, побуждающим владельцев превращать дворы в парковки, считают эксперты.

По словам Александ­ра Дербусалиева, цены на капитальные гаражи и машиноместа вблизи жилого сектора сегодня варьируются в пределах 400-800 тыс. руб. в зависимости от района, расположенные в неудобных и удаленных местах старые капитальные гаражи предлагаются по 100-200 тыс. руб. К этому стоит добавить и расходы на содержание гаража – от 250-600 руб. в старых ГСК до 2 000 руб. в новых ГСК от застройщиков.

– Разумеется, спрос на гаражи и машиноместа от застройщиков зависит от конкуренции со стороны старых ГСК, построенных в 80-90-е годы, и сложившихся цен на аренду. От­носительно высоким спросом пользуются паркинги и гаражи в жилых комплексах в центре Самары – при этом, как уже отмечалось выше, они изначально проектируются в минимальном количестве. Здесь цена может доходить до 1,5-2 млн. рублей, – говорит эксперт, уточняя, что зачастую все же застройщики вынуждены продавать гаражи по себестоимости или даже ниже. – Себестоимость возведения 1 кв. м капитальных строений для автомобилей сопоставима с продажной ценой 1 кв. м жилья, однако ликвидность паркингов и гаражей значительно ниже, чем у квартир. Например, гаражи в ГСК от ГК «Амонд» на ул. 6 просека, дом 146 реализуются сейчас всего по 350 тыс. при том, что все квартиры в соседствующих с ГСК жилых домах были распроданы уже к 2009-2010 году.

Кроме того, достаточно развит в Самаре рынок аренды гаражей и машино-мест. По разным районам Самары аренда составляет от 1 500 (металлический гараж, или удаленный от жилого сектора ГСК) до 12 000 рублей (подземные паркинги в элитных домах в центре).

Безусловно, есть категория автолюбителей, для которых финансовый вопрос все-таки является определяющим. Как правило, это обладатели кредитного бремени — ипотечного или на авто.

– Покупка гаража или паркинга – все-таки второстепенный момент, – признает Александр Дербусалиев. – Если квартира покупается в ипотеку, то вопрос о покупке «жилья» для авто вообще не ставится. Вот когда ипотека будет погашена, следующим шагом возможно приобретение машиноместа теми покупателями, которые заявляют в качестве мотива для покупки авто «чтобы было».

– Безусловно, у кого-то нет денег на гараж или парковку. Допустим, машина в кредите. Ее нужно заправлять и ремонтировать. А заработанных денег на это не хватает. Таких автовладельцев тоже очень много, – соглашается Юрий Мамаев.

Однако в целом, по мнению экспертов, подобрать «жилье» для своего авто по сходной цене можно всегда.

– Я последние шесть лет держал машину на платной стоянке или в гараже. Стоянка сначала обходилась в 50 рублей за сутки. Потом перешел на договор. Платил 2 300 в месяц. А после этого посчастливилось арендовать гараж в самом центре города у «Ладьи» еще дешевле, чем платил за стоянку, – делится опытом Юрий Мамаев. – Так что возможность убрать машины из дворов есть всегда. Вопрос только в том, что многие этого не хотят.

Фото: Наталья Кудряшова

Менталитет решает все

И все-таки основным фактором, побуждающим самарцев оставлять свои машины во дворах, по мнению экспертов, является менталитет.

– Во-первых, большинство жителей (это касается молодежи) не хотят идти дальше 100-200 метров от дома, поэтому предпочитают оставлять свои машины на ночь вблизи, не стремясь ставить их ни на платные стоянки, ни в ГСК, даже если имеют свой гараж, – говорит Александр Дербусалиев. – Во-вторых, многие автовладельцы просто не намерены оплачивать ни платную парковку, ни паркинги. Например, в не­которых жилых комплексах имеется большой подземный паркинг, который стоит наполовину пустой, но, тем не менее, все дворы забиты дорогими иномарками.

– Автовладельцы почему-то считают, что имеют полное право на земельный участок для своей машины. Это менталитет: «мне все должны, я ничего никому не должен». Люди просто еще не до конца прочувствовали тот момент, что за все нужно платить. Решил купить машину – найди себе гараж или место на платной парковке. Это не так дорого, как кажется, – считает Юрий Мамаев, отмечая, что по большому счету в настоящий момент вариантов, как решить вопрос с заставленностью дворов машинами, по сути, нет. – Не вижу никакой альтернативы. У нас во дворе руководство ТСЖ решило эту проблему «по-колхозному» – засыпали асфальтовой крошкой большой газон. Стало совершенно ужасно. Пыли от асфальтовой крошки гораздо больше, чем даже от раскатанного газона. Все это летит в окна квартир. Ну и газона теперь, соответственно, нет. Зелени в городе вообще не остается.

Сюжет:

Платные парковки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру