А по Волге вниз ...

На примере Самары: почему вода в реке все гаже, состояние хуже, а решение проблем остается только на бумаге.

На протяжении многих лет вода из ливневой канализации Самары течет напрямую в великую русскую реку. Есть решение суда - «Прекратить!», есть проект «Как очищать». Нет денег, возможностей. А может быть желания? Ведь главное, пока никто в очистке не видит реальной выгоды.

На примере Самары: почему вода в реке все гаже, состояние хуже, а решение проблем остается только на бумаге.
фото: pixabay.com

Найти концы в воде

Лето в Год экологии началось с гроз и ураганов, проливные дожди наполнили грязной водой ливневые колодца Самары. Чаще, из-за отсутствия нормальной ливневки, вода просто бежит бурным потоком по дорогам и обочинам города и стекает в Волгу и ее притоки. Сюда же всю зиму бежали бурые ручьи талого снега. А уж сколько грязной воды попало в реку в весенний паводок, никто никогда не посчитает.

Накануне открытия пляжного сезона любой, глядя на мутные воды Волги-матушки, задумается: «В этой воде вообще можно купаться?». Старожилы припомнят, что раньше река была полноводнее, чище, и водилось в ней много рыбы ….

А тут природоохранная прокуратура отчитывается: выявлен очередной нарушитель, сбрасывал неочищенные стоки в Волгу, оштрафован на столько-то тысяч рублей….Пытаясь осмыслить глобальную экологическую проблему великой русской реки и пути ее решения, автор опросил множество экспертов. Дело растянулось на месяцы.

Еще в апреле, на межрегиональном форуме «Правда и Справедливость», организованном Общероссийским Народным Фронтом, корреспондент «МК-Поволжье» задала вопрос специальному представителю президента РФ по экологии и транспорту Сергея Иванова:

- Давно ли вы плавали в Волге? Не хотите ли искупаться в Самаре?

Сергей Иванов отвечает на вопрос "МК-Поволжье". Фото: Елена Дмитричкова

Иванов перечислил все аргументы, подтверждающие, что он в курсе больших проблем реки. Оставалось спросить:

- Какие конкретно меры будут приняты на федеральном уровне и какие мероприятия будут проведены в регионах для сохранения реки Волги в Год экологии?

Спецпредставитель Президента ответил, что в рамках специальных программ регионам Приволжья в этом году выделены средства на углубление русла Волги и очистку сточных вод.

- Это важный вопрос. Деньги выделены на углубление реки в Нижегородской области. Деньги выделены региону также на водоочистку. Очень загрязняют воду старые промышленные предприятия, плюс появляются новые. Я знаю, что в Самарской области есть очень много химических предприятий, которые, мягко говоря, не соблюдают требования по чистоте сбрасываемых вод. У меня есть идея, которая должна принести результаты. Она может показаться фантастической, но она точно сработает. Все крупные предприятия, расположенные по берегам рек, обязуются брать воду для своих нужд ниже по течению водозабора, а сброс сточных вод стоит делать выше водозабора. Пусть пьют ту воду, которую сами очищают. Тогда очистка будет добросовестнее. Это заставит предприятия срочно вкладываться в водоочистку, - заявил Сергей Иванов.

Сергей Иванов: "Я знаю, что в Самарской области есть очень много химических предприятий, которые, мягко говоря, не соблюдают чистоту сбрасываемых вод". Фото: Федор Быстров

Идея прозвучала на самом деле фантастическая. Мы приводим ответы чиновников, прокуроров, экологов, которые, увы, надежды на скорейшее «выздоровление» реки пока не дают.

Прокуратура: «Ежегодно наносят крупный вред»

В природоохранной прокуратуре региона о проблемах Волги говорят охотно. Их борьба за чистые реки длится годами.

К примеру, самарское муниципальное предприятие «Инженерные системы» по решению суда должно было прекратить сброс воды в Волгу, но прокуроры сообщают:

«Предприятие ежегодно наносит крупный вред окружающей среде в результате загрязнения водных объектов неочищенными ливневыми стоками. Так, в 2014 году в реки Волга и Самара через ливневые водовыпуски сброшено более 7 млн. куб.м. неочищенные стоков, в 2015 году – более 9 млн. куб.м. В связи с этим предприятием ежегодно в соответствии с требованиями природоохранного законодательства осуществляется плата за негативное воздействие на компоненты окружающей среды».

Однако это лишь начало отчета правоохранителей. Помимо перечисленного, по их данным водоемы загрязняли 34 водовыпуска без (внимание!) «оформления документов на водопользование и разрешение на сброс загрязняющих веществ».

Далее прокуроры уточняют, что никакого оформления быть не может, если нет надлежащей системы очистки стоков. А очистных у «Инженерных систем», как и в ливневых системах других городов региона, не было и нет.

Два года назад Промышленный районный суд г.о. Самара обязал «Инженерные системы» прекратить сброс неочищенных сточных вод в реки Волга и Самара. Апелляция решения суда не изменила. До сегодняшнего дня предприятие ничего не предприняло для исполнения решения суда. Грязная вода продолжает сливаться с дорог областной столицы в Волгу. В декабре 2016 года МП «ИС» оштрафовали за неисполнение решения суда на 80 тысяч рублей.

Вместе штрафом МП Глава Самары Олег Фурсов получил представление. В городе даже сформировали план работ по постройке очистных сооружений, и даже прописали периоды и суммы планируемых к выделению средств.

Когда начнется реализация этого плана, неизвестно. Зато в это же время власти сообщают о строительстве снегоплавильных станций. Куда потечет вода из печей, - это еще один вопрос.

Обычная картина весной на берегу Волги в черте Самары. Фото: Антон Сенько

«Штрафы смехотворные, требования прокуратуры неисполнимые»

Адвокат в сфере экологии и природопользования Дмитрий Медведев много лет проработал в природоохранной прокуратуре. О проблемах загрязнения рек знает много, как и о проблемах привлечения к ответственности вредителей.

- Почти 2 года никто и ничего не делал для реального исполнения судебного акта в отношении «Инженерных систем». Вместо этого – совещание. Потом МП «Инженерные системы» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с весьма странным требованием обязать Управление Росприроднадзора по Самарской области выдать разрешение на сброс ливневых сточных вод. Без очистки! – комментирует Медведев.

По его словам, выявлять что-то периодически нет никакого смысла – стоки от ливневки Самары идут в Волгу без перерыва 365 дней в году.

Еще в августе 2006 года природоохранной прокуратурой в суд был направлен иск с требованием обязать МП «Инженерные системы» обеспечить очистку линевых сточных вод.

- 24 октября 2006 года требования прокуратуры были удовлетворены. 11 июня 2008 года было возбуждено исполнительное производство, которое после моего выхода в отставку благополучно ушло в небытие, - сообщает адвокат.

У природоохранной прокуратуры нет никаких других способов повлиять на ситуацию, кроме обращений в суд. Выходит замкнутый круг: проверки, предписания, иски, штрафы…

- Требования прокуратуры в обозримом будущем неисполнимы. Штрафы же за сброс неочищенных сточных вод в Саратовское водохранилище, которое является источником питьевого водоснабжения для населения большей части Самарской области, просто смехотворные. А что делать? Решетки для приема ливневых стоков не заваришь, трубопроводы не перекроешь – иначе Самара превратится в дурнопахнущую копию Венеции, - отмечает Медведев.

К слову о Венеции. Медведев обратил внимание, что в неочищенных ливневых стоках, поступающих в Волгу с территории Самарской области, есть еще немалая доля хозяйственно-фекальных вод.

- В Самаре полно мини-магазинов без оборудованной канализации, туалетов. Они сливают свои отходы в ливневку как вручную, так и через незаконно проложенные трубы. Вот и подумайте, в чем мы купаемся. Какую воду пьем…

«Просто сейчас всех все устраивает…»

Председатель Центрального совета российской Зеленой лиги, эколог Сергей Симак подробно ответил на каждый из вопросов нашего издания. Приводим разговор полностью. Ведь добавить после слов Симака к вышесказанному нечего:

Сергей Симак. Фото: личный архив

- Как вы думаете, какие меры нужно предпринимать на региональном уровне для решения конкретных проблем Волги?

- Необходимо понимать, что любые воздействия, на реку, скажутся в первую очередь не в том же месте, а ниже по течению. То есть состояние воды в Саратовском водохранилище зависит от Куйбышевского, качество вода в Волге напротив Самары определяется сбросами Тольятти, напротив Сызрани - Самары. Меры, предпринятые в Самарской области, приведут к улучшению ситуации в Саратовской, и т.д. Поэтому так важна именно комплексная федеральная программа реабилитации Волги. В свое время такая комплексная программа позволила возродить Рейн. На Госсовете было озвучено, что на эти цели будет выделено 200 млрд. рублей. Казалось бы, это хорошо. Однако даже если представить, что эти деньги будут реально выделены (чаще всего подобные заявления так и не реализуются полностью), вызывает смущение тот факт, что никто не знает, на что и каким образом их будут расходовать.

Ни с общественностью, ни с учеными никаких консультаций по этому поводу не проводилось. Отсутствует концепция того, какой мы хотим видеть Волгу через 50, например, лет, какие шаги, и в какой последовательности нужно делать, чтобы этого достичь. Специалисты Института экологии Волжского бассейна Российской Академии Наук, например, от меня узнали о том, что такая программа есть, и на нее уже деньги выделены. Их специализированный институт не привлекали даже к обсуждению!

На региональном уровне можно и нужно решать несколько задач. Во-первых, это уменьшение сбросов загрязняющих веществ. Для этого необходимо строительство ливневых очистных сооружений во всех муниципальных образованиях области (сейчас нет ни одного!!!) и на территории всех промплощадок, реконструкция коммунальных очистных сооружений (так, очистные, обслуживающие Северный промузел Тольятти и Центральный район города давно морально и физически устарели), строительство новых очистных, минимизация поступления в воду органических и неорганических соединений от сельского хозяйства и т.д.

- Например, ливневая канализация, устарела и прогнила… В Самаре  МП "Инженерные системы" постоянно штрафуют…  

- Действительно, ни в одном населенном пункте Самарской области нет системы ливневой канализации с очистными сооружениями. Вся грязь с улиц наших городов и сел стекает почти напрямую в Волгу, Самару. Конечно, можно сколько угодно штрафовать МП "Инженерные системы", выполняя план по "контрольным мероприятиям", но от этого ведь очистные сооружения не появятся. Их надо строить, выделять на них либо бюджетные, либо инвестиционные средства, которых, очевидно, нет у МП. Вопросы эти надо задавать не директору муниципального предприятия, а тем, кто реально принимает решения такого уровня - главе города и губернатору. 

- Кстати, насколько вредна экологии Волги вода с дорог города? Реагенты являются причинами обмеления, гибели микроорганизмов?

- В этой грязи огромное количество песка, циклических и ароматических углеводородов, многие из которых считаются канцерогенными и мутагенными. В реки поступают и большие количества органических и неорганических соединений, например, смытый слой гумуса, синтетические моющие средства. Есть вещества токсичные, такие как соединения ртути, но гораздо вреднее, как ни странно, обыкновенные гумусовые компоненты почв, фосфаты из синтетических моющих средств, азотные соединения из смытых удобрений, органика и кишечные палочки из хозфекальных стоков. Именно они приводят к эвтрофикации водоёмов, цветению воды, заморам рыбы и других организмов, заиливанию ложа водохранилищ. 

- Почему судебные иски и штрафы природоохранной прокуратуры не работают? Предприятия платят штрафы, компенсацию за причиненный вред и продолжают загрязнять водоемы.

- Во-первых, инструментального контроля сбросов и выбросов нет, поэтому все равно никто не знает, сколько на самом деле загрязнений попадает в окружающую среду. Средства, которые предприятия экономят на очистке, многократно превышают размеры штрафов. Во-вторых, нередко прокуратуре даже выгодно наличие таких нарушителей, если это муниципальные структуры или предприятия, либо социально-значимые предприятия. Закрыть их все равно не дадут, нарушать они будут и дальше, им будут выписывать щадящие штрафы, а проверяющие будут год от года показывать за счёт этого хорошие количественные показатели своей работы.

- Так что же мешает конкретно в нашем регионе наладить нормальный контроль за исполнением нормативов?

- Отсутствие политической воли. Вот представьте, если бы губернатор вдруг решил навести порядок и со всей своей энергией реально занялся этим, изменилась бы ситуация? Просто сейчас в целом все всех устраивает. Либо тема для первых лиц не приоритетная, о ней в лучшем случае лишь говорят ко Дню охраны окружающей среды.

Официально: «Предложения отправили, ждем указаний и финансирования»

В правительстве Самарской области на официальный запрос нашего издания о проблемах Волги ответили кратко. Чиновники сообщили, что в области в 2017-2015 годах будет реализован приоритетный проект по сохранению Волги от загрязнений. Разработан паспорт объекта, обозначены цели и задачи. Кроме того, профильные министерства в феврале 2017 года подготовили предложения включить в программу строительство и реконструкцию 23 очистных станций. «В их состав вошли объекты водоочистки на территории Самары, Сызрани, Октябрьска, Похвистнево, Жигулевска, муниципальных районов Волжский, Безенчукский, Елховский, Приволжский, Ставропольский, Сызранский», - сообщается в ответе на запрос. Вся информация отправлена из Самарской области в Минприроды России. Пока условия предоставления средств из федерального бюджета на реализацию Проекта не установлены, средства по регионам не распределены.

Точка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру