В «битве» за 109-й квартал самарских чиновников обвинили в некомпетентности

«Под экскаватор ляжем, строить высотки не позволим!».

Повторные публичные слушания по поводу строительства семи 17-этажных домов в историческом центре Самары проходили шумно. В актовом зале школы № 12, несмотря на неудобное для многих рабочее время, 22 мая собрались более 500 человек. Обсуждение проекта вылилось в политические дебаты с участием депутатов, чиновников и общественников. Проект «Трансгруза» почти единогласно освистали, при этом под сомнение поставили профпригодность сотрудников управления градостроительства, которые заверили его и допустили к обсуждению.

«Под экскаватор ляжем, строить высотки не позволим!».
Над усадьбой Зеленко возвышается 33-этажный "монстр". фото: архив МК в Самаре.

Одобрили заочно

Первое обсуждение проекта застройки 109 квартала прошло осенью 2016 года. В адрес застройщиков тогда прозвучало немало критических отзывов, архитекторы и жители Ленинского района высказались против строительства семи 17-этажных домов. В социальных сетях и местных СМИ экспертный совет архитекторов опубликовал отрицательное заключение о проекте. Несмотря на это городские власти вскоре сообщили о положительном для застройщика решении. В расчет чиновники взяли невесть откуда взявшиеся заочные голоса жителей квартала, которые одобрили застройку.

В адрес мэрии посыпались возмущенные обращения от горожан и общественников, к делу подключилась прокуратура. Правоохранители обнаружили многочисленные нарушения в процессе проведения слушаний и назначили повторное обсуждение проекта.

Напомним, речь идет о квартале в границах улиц Вилоновской, Ульяновской, Садовой и Самарской. На территории квартала сохранилась деревянная застройка прошлых веков, уникальные здания – усадьба и особняк архитектора Александра Зеленко.

При этом «Трансгруз» уже отметился в этом квартале – построил 33-этажный жилой дом, уничтожив объект культурного назначения - каменный дом 1901 года постройки (Прокуратура позже выяснила, что главным виновником сноса стало министерство культуры региона).

Припомним «Трансгрузу» и прошлогоднюю историю с намерением снести усадьбу Зеленко. Активисты, вставшие тогда на защиту уникального здания, снова пришли отстаивать историю родного города.

Участники майских публичных слушаний были настроены воинственно. Депутат губернской думы Михаил Матвеев – житель 109-го квартала - в анонсе слушаний назвал мероприятие «битвой». Однако атака на застройщика вышла такой мощной, что никакого столкновения противоположных мнений не получилось.

«Вопросы не задавать, голосовать не будем»

В самом начале слушаний публика выразила протест регламенту, который озвучивала депутат райсовета, директор школы № 6 Светлана Кручинина.

- Мы хотим изменить регламент, требуем провести голосование среди тех. кто здесь присутствует! – кричали из зала.

Депутат в ответ продолжала зачитывать положение о слушаниях, заявив, что ничего она менять не будет.

К «доске» директор вызвала первого выступающего – представителя архитектурно-планировочного бюро Соловьева. Публику сразу предупредили, что никаких вопросов ему задавать не нужно. От ответов застройщик отказался изначально.

Речь Соловьева была не очень уверенной и порой неразборчивой. В общих чертах он описал проект «Трансгруза», который был представлен в фойе на плакатах и доступен всем жителям города на сайте горадмиинистрации.

Застройщик планирует поселить в новых домах 1145 человек.

То ли от волнения, то ли от незнания выступающий ошибся в произношении фамилии архитектора Зеленко, получив в ответ из зала возмущенные крики «Позор!».

Перечисляя характеристики, он сообщил также, то в новых домах будет по 40 человек на один квадратный метр, потом поправил – по 40 квадратов на человека. Но гул зала уже не утихал.

«Пусть строят, а нас расселят»

Первым выступающим записался член экспертного совета, архитектор Юрий Астахов. Он вызвался ответить за застройщика на вопросы, однако в пятиминутный регламент выразил лишь свою точку зрения.

- Санация, реновация квартала необходима. В таком виде квартал существовать не может. В бюджете на это денег нет. Застройщики – единственный выход. Строить в старой Самаре нужно обязательно, но при этом нужно и максимально сохранять все ценное, - сказал он.

Выступления жителей квартала были похожи: "Нет застройке!". Вместо жилых высоток люди потребовали строительства детского сада, школы, поликлиник. Среди возражений много раз прозвучало отсутствие парковочных мест, пробки на дорогах, уничтожение зеленых зон.

- 17-этажные дома окажут невыносимую нагрузку на всю инфраструктуру района, изуродуют историческую среду центра города, на которую все жители Самары имеют право. Безусловно, эту часть города нужно приводить в порядок, застраивать, но речь должна идти о зданиях, которые будут соответствовать всему облику города, - выступил сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта Павел Покровский. – Мы говорим «нет» 17-этажкам, и говорим «да» уборке ветхих домов, которые сейчас являются разносчиками санитарных проблем. Предлагаем застройщику доработать проект.

Лишь две женщины в зале выступили в защиту проекта. Имена выступающих в общем гуле прозвучали неразборчиво. Жительница одного из деревянных ветхих домов громко и эмоционально рассказала, как им тяжело живется без воды, канализации, как им будет стыдно привезти в такой дом гостей во время Чемпионата мира по футболу.

«Пусть строят, а нас пусть расселят в нормально жилье!», - подытожила первый оратор. Вторая защитница «Трансгруза» заявила, что никакой ценности в гнилых деревянных домах нет. И усадьба Зеленко – «обычный дом с аркой, каких в старой Самаре сотни».

«Под экскаватор ляжем»

Ответы защитницам проекта прозвучали из уст десятков выступающих. Всего к микрофону выходили около 50 человек (33 по списку и еще около 15).

- В этих домах сейчас живут мигранты. Собственники сдают эти ветхие дома. Я живу в новом доме в этом квартале. Нашим детям страшно ходить в школу из-за этих иностранцев. Мой муж из европейской страны, он восхищается уникальной резьбой этих домов. В нашем квартале еще можно что-то сохранить. Я выступаю за ту архитектуру, которая не изуродует облик города, не выше 3-6 этажей пусть строят, но не стеклянные монстры, - выступила жительница дома на ул Садовой, 200.

Депутат губернской думы Михаил Матвеев «развеял» наивные мечты горожан.

- Меня это касается лично. Я живу в 109-м квартале и приложу все усилия, чтобы эти дома не построили. Но скажу вам честно, что наши посиделки тут не помогут. Есть два пути – нанять грамотных юристов и второй – физический. У нас уже есть положительный опыт, когда женщины прыгали под экскаваторы, защищаясь от застройщиков. В Промышленном районе, по другим адресам. Мы смогли отстоять территории, один товарищ сел в тюрьму. Подходите, записывайтесь, кто готов физически препятствовать, - призвал к очередной акции протеста Матвеев.

Как депутат он пообещал добиваться снижения этажности застройки, отказа от сплошной застройки, проектирования в квартале детского сада или школы.

Второй депутат, пожелавший получить одобрение электората– единоросс Виктор Егоршин.

- Вы меня выбрали, - начал он. (Из зала послышалось: «Тут ты врешь!»). – Вы меня выбрали, и я буду отстаивать ваши интересы. Все ваши мнения, которые тут прозвучат, обязательно будут учтены. Земля в Ленинском районе золотая. Строить тут желают многие. Но есть документ, по которому от Полевой до Красноармейской здания выше 9 этажей строить нельзя. Поэтому застройщику мы предлагаем строить не высотки, а ступенчато, 6-9- этажные дома. Ведь застройщику нужно окупить расселение, - объяснял публике депутат, как можно найти компромисс.

«Кто пропустил проект, нарушающий все нормы?»

В компромиссы люди не особо верят, судя по высказываниям десятков горожан.

- Я имею опыт противодействия «Трансгрузу». – вышла к микрофону Алла Демина, которая противостояла строительству 33-этажной высотки. - Ветхие дома застройщик просто сжигает, погорельцев выселяют в такие же бараки на Заводское шоссе, а то и в Безенчук. Администрация города совсем не контролирует то, как люди сами уничтожают историческую среду. Проект, который мы обсуждаем нарушает массу строительных норм нашего города.

Неожиданно четко и по делу, без лишних эмоций выступил молодой человек по фамилии Бобков. Он нашел в интернете подписи чиновников городского департамента строительства и архитектуры под проектом «Трансгруза».

- Эти чиновники подписали проект в 2015 году, он им понравился. Слушания – это хорошо. Но окончательно решение принимают все равно чиновники. Депутаты нам говорят, есть документ, запрещающий высотки. Но их строят! Строится торговый центр, мимо которого депутаты ездят каждый день. Я уже 31-й выступающий. Не слышал ни одного аргументированного ответа, почему этот проект хорош, - попросил он ответа у представителей власти.

- Я беседовала с главным архитектором Самары по фамилии Самарцев. Спросила, есть ли у нас генеральный план застройки города и каждого района. Он ответил, что сейчас время капитализма и решают все собственники земли. А на что тогда нам управление градостроительства, на что главный архитектор? – высказалась жительница квартала Наталья Авдошина. - Пусть организуют конкурс, пусть нам покажут проекты застройки нашего квартала, и мы выберем лучший. Реальное приближение к народу, когда не они решают за нас, а мы вместе решаем.

Точку в эмоциональных речах людей поставил Илья Соколов, который задал простой вопрос:

- Мы сидели 2,5 часа и обсуждали то, что лежит на поверхности. Про парковки, про нарушение правил пожарной безопасности, про места в школах - это все очевидно. «Трансгруз» - компания серьезная, она знала заранее эти возражения. И чиновники знали. И при этом все равно подписали предварительно этот проект. Это как надо нас не уважать, чтобы совать нам такое? Надеялись, «авось скушают»? У меня ощущение, что я пришел на борьбу с властью. Почему ни один чиновник не сказал, что не подпишет проект, потому что он плох для людей? Я говорю «нет» проекту и призываю провести профессиональную аттестацию тех людей, которые отвечают за вынесение этого проекта на обсуждение …

Президиум терпеливо слушал возмущенных горожан три часа подряд. Фото: Айна Утибаева

Позиция чиновников

На третьем часу обсуждения люди заметили, что представители застройщика уже исчезли из зала. Плакаты с проектом стали снимать со стены. Молодой архитектор Кораблева попыталась помешать этому и услышала угрозы в свой адрес.

- Люди, под экскаватор мы уже ложимся! – взяла девушка микрофон. – Меня вот уже допросили, где я живу, и кто меня подослал!

- Воспринимайте президиум не как врагов. А как коллег, - призвал народ к порядку депутат Ленинского райсовета, - Мы зафиксировали все ваши возражения. Речь, в общем, шла о том, чтобы снизить этажность застройки. Есть вопросы к проекту. Есть вопросы к социальной инфраструктуре, проект отправим на доработку. Не бросайтесь на танки, решим вопрос мирно.

Глава Ленинского внутригородского района Дмитрий Титов решил заступиться за чиновников мэрии.

- Вот молодой архитектор, вместо того, чтобы творить, вы пришли изучать мнение общественности! Архитекторы руководствуются ГОСТами и СНиПами, а не мнением людей. Документ изучила экспертная комиссия (шум в зале, крики). Я не перехожу на личности. Но как это не делать, когда она говорит, что плакаты срывают? Кому они сейчас нужны?

- Мне! И мне! – ответили из зала.

- Конечно, конечно, - протянул глава. - Профессионализм людей четко прослеживается. Есть законы и устав. Законодательство позволило вынести проект на слушания. И вопроса к профессионализму сотрудников нет!

Около тысячи подписей были переданы в президиум слушаний от выступающих. Организаторы пообещали учесть все мнения и сообщить об итогах слушаниях на сайте городской думы 31 мая.

Удалось ли людям отстоять 109-й квартал и кто реальный хозяин в «доме», покажет время.

На следующий день

23 мая при главе Самары прошло заседание градостроительного совета. Решение приняли такое, которое коснется и судьбы 109 квартала. В Генеральном плане города выделят зону исторической планировки и еще две подзоны - «историческое ядро» и «историческая часть».  Требования к строительству и к охране памятников в этих зонах будут разными.

Все, что находится сейчас между улицами Красноармейской и Полевой признали утратившей свою историческую ценность. Охрану с единичных памятников не сняли, но требования к застройщикам снизили. Так что строить высотки на этой территории будут.

В зоне «исторической планировки» сейчас живут 28 тысяч человек. На площади  8,2 квадратных километра находится 291 объект охраны, охранные зоны занимают 60% территории. Компании получили уже 25 разрешений на строительство.

Территорию между улицей Красноармейской и берегами Самары и Волги назвали «историческим ядром». Как строго там будут сохранять целостность исторической среды и архитектуры, пока не решили. Обсуждаемая ранее идея придать центру Самары статус исторического поселения федерального значения не реализована, от нее просто отказались, ибо сделать это «слишком сложно».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру