О том, что даже небольшой долг может стать угрозой для жизни, самарцам известно не по слухам. Так или иначе с коллекторами приходилось общаться многим.
В феврале прошлого года мужчина, представившийся по телефону коллектором, угрожал взорвать школу № 100 на улице Тополей, в которой работала должница. 29-летняя учительница физкультуры просрочила платеж в микрофинановую организацию и стала объектом для преследования. К счастью, свою угрозу злоумышленник не исполнил. Полиция позже выяснила, что звонок поступил из Санкт-Петербурга, уголовное дело по этому факту было приостановлено.
А вот сотрудник службы безопасности другой частной микрофинансовой конторы в Сызрани не только звонил, но и нанес тяжкие увечья одному из должников. Потерпевшему в ходе "беседы" во дворе собственного дома сломали ногу. Как оказалось, мужчина брал в долг 15 тысяч рублей, но не выплатил вовремя ежемесячную тысячу, за что и был "наказан". В декабре 2016-го года суд признал сотрудника отдела безопасности виновным в причинении вреда здоровью и приговорил его к двум годам лишения свободы с выплатой компенсации потерпевшему в размере 300 тысяч рублей.
Таких потерпевших - тысячи по всей стране. Коллекторы поджигали дома должников, жестоко избивали людей. С 1 января взыскателей долгов взяли под контроль. "Закон о коллекторах" ограничивает действия финансовых учреждений и коллекторских фирм. В каждом регионе создана специальная служба, контролирующая взаимодействие должников и кредиторов.
Начальник отдела по ведению государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих взыскание просроченных задолженностей УФССП России по Самарской области Оксана Козлова рассказала, что любое обращение в их службу должно быть конкретным.
- Мало просто позвонить и пожаловаться на каких-то людей. Человек от компании по взысканию долгов или представитель банка обязательно должен назвать себя. Запишите его фамилию-имя-должность, сохраните номер телефона, с которого поступают звонки или приходят СМС. Если вам звонят чаще одного раза в сутки, чаще двух раз в неделю – это уже повод пожаловаться, - объяснила Козлов.
Рамки взаимодействия взыскателей с должником четко прописаны в 230-м законе. В первую очередь закон регулирует работу коллекторских агентств. На сегодняшний день в Самарской области официально зарегистрированы две таких компании. Если жители области пожалуются на их работу и проверка подтвердит нарушение закона, им грозят нешуточные штрафы – до 200 тысяч рублей и запрет работы на срок до трех месяцев.
Однако самарцы с 1 января по сегодняшний день не жаловались на «легально работающих коллекторов». Около 80-ти обращений содержали жалобы на звонки и рассылку смс от сотрудников фирм, у которых взыскание долгов не является основной деятельностью. В основном речь шла о микрофинансовых организациях.
- Мы проверяем номера телефонов, на которые жалуются люди, запрашиваем детализацию звонков, устанавливаем имена владельцев. Часто взыскатели звонят не лично должникам, а его родственникам или другим третьим лицам. Это нарушение закона уже на этапе получения номеров третьих лиц, нарушение закона о персональных данных, - поясняет Оксана Козлова.
Иногда звонки от взыскателей долгов достаются людям в наследство с сим-картой.
Так, самарец, обратившийся в спецотдел службы судебных приставов, рассказал, что никакой кредит не оформлял, а с него требуют погашения просрочек каждый день. Специалисты выяснили, кому принадлежит номер, провели работу, и звонки прекратились.
- Должник может оформить заявление, в котором письменно укажет способы взаимодействия с ним или откажется от уведомлений и звонков. Однако подписать такое допсоглашение к кредитному договору можно лишь по истечению 90 дней со дня просрочки платежа. Образец заявления-несогласия мы предоставляем всем, кто обращается к нам за помощью, - уточнила Козлова.
Главная сложность на сегодняшний день – недобросовестные взыскатели, которые либо «прикидываются» коллекторами, либо звонят с «левых» номеров.
В первом случае проверить, является ли звонящий сотрудником официально зарегистрированного коллекторского агентства, легко. Во втором случае дело почти безнадежное. Ведь если определить принадлежность номера к тому или иному финансовому учреждению нельзя, то и претензии предъявлять некому.
Специалисты могут в этом случае рекомендовать общаться с взыскателями только по официальным рабочим телефонам. Если же дело доходит до угроз или физических расправ, то жалобу нужно направлять в полицию.