Из Самары на «подушках» возят до Ширяево, в планах Винновка

Корреспондент «МК-Поволжье» проехала по новому зимнему маршруту и оценила плюсы и минусы такого путешествия.

Корреспондент «МК-Поволжье» проехала по новому зимнему маршруту и оценила плюсы и минусы такого путешествия.
фото: Андрей Ласточкин

Правый берег Волги для многих самарцев не только отдых, свежий воздух и полезные прогулки. Сотни жителей деревень, расположенных за рекой работают в городе, у многих в селах живут родственники. Кратчайший путь за Волгу – водный. И если летом с речного вокзала и других причалов каждые полчаса отправляются «омики» и частные лодки, то зимой единственной маршруткой был девятиместный «Хивус», который перевозил людей только в Рождествено и обратно. С 3 января 2017 года запущен еще один регулярный рейс на судне на воздушной подушке до популярного у туристов села Ширяево.

фото: Андрей Ласточкин

«Ледяные торосы спиливали вручную»

Всего в Самарском речном предприятии шесть единиц зимнего транспорта. Четыре девятиместных «Хивуса» в 2016 году капитально отремонтировали на средства областного бюджета. Кроме того были закуплены два судна типа «Нептун», который может увезти за раз 21 пассажира.

- Одно из новых суден мы уже пустили по регулярному маршруту. С 3 января «Нептун» возит людей из Самары в Ширяево, по пути заходит в Рождествено. В будни судно совершает один круг-рейс, в пятницу-субботу-воскресенье по два круга, - рассказал замдиректора Самарского речного пассажирского предприятия Алексей Попов.

Перед запуском маршрута судна тестировали, водители прошли трехнедельные обучающие курсы. Не обошлось без сложностей – Волга замерзла не идеально ровно, торосы и препятствия могли серьезно повредить воздушную подушку, стать причиной аварии. Поэтому весь путь до села сотрудники речпорта и подрядных организаций расчищали в декабре буквально вручную.

- Ехали на «Хивусе», торили путь, иногда спиливали ледяные глыбы. Поставили ориентиры, чтобы водители не сбивались с пути. Всего вручную было прочищено 17 километров, - рассказал Алексей Попов.

В январе погода была благоприятной для зимней навигации. Выпавший снег разровнял замершую реку, дорогу накатали так, что из речпорта до Ширяево судно прилетает за 50 минут максимум. (Летом «Омик» идет три часа, дорога в объезд по суше занимает 3,5 – 4 часа)

Поездка для пассажиров вовсе не утомительная и даже интересная. Внутри судно напоминает салон обычной «газели», однако зимние пейзажи за окнами такие, что сидящие друг напротив друга пассажиры и не видят друг друга.

Едет подушка мягко, иногда скользит и заносит в стороны. Похоже на катание с ледяной горы на «ватрушке», но в гораздо более комфортных условиях.

Вторую 20-местную подушку планируют запустить после 15 февраля в Винновку. Правда, только по воскресеньям. Из достопримечательностей в поселке - Свято-Богородичный Казанский монастырь.

Спят только летучие мыши

Что делать в Ширяево зимой, кроме любования прекрасными пейзажами с Поповой горы? Активные граждане скажут, что прогулка по Жигулям сама по себе полезна и приятна. Однако потратить 600 рублей на поездку только ради этого будет жаль. Ширяевцы это понимают. Работы на сегодняшний день в селе немного, молодежь по этой причине перебрались в Тольятти и Самару, даже школу пришлось закрыть. Так что сейчас все силы местных жителей и областного департамента туризма направлены на развитие зимнего внутреннего туризма.

- Потенциал у Ширяево есть. Это заповедная зона с интересной историей и достопримечательностями , - отмечает руководитель департамента Михаил Мальцев. - На территории поселка работает круглый год комплекс из трех музеев – художника Ильи Репина, поэта Александра Ширяевца, дом купца Вдовина с картинной галерей художника Головкина. Кроме того началось активное развитие музея национального парка «Самарская лука». Открыт музей «Летучей мыши», продолжается обустройство помещений бывшего завода по производству извести и алебастра, в пешей доступности от поселка - урочище Каменная Чаша, а также заброшенные штольни.

фото: Андрей Ласточкин

Километры пещер, прорубленных внутри горы добытчиками известняка, привлекают туристов и спелеологов многие годы. А еще штольни стали приютом для самой крупной колонии летучих мышей в Европе.

- По подсчетам наших специалистов, на зимовку в штольни прилетают до 34 тысяч рукокрылых, - рассказал директор национального парка «Самарская лука» Александр Губернаторов.

Зимуют летучие мыши подальше от входов в штольни, где температура не опускается ниже - 2-4 градусов.

- Цепляются друг за дружку, висят гроздьями. Так как и в спячке они выделяют воду, что постепенно покрываются льдом. Зрелище красивое, туристы стараются запечатлеть их, освещают пещеры факелами, чем наносят огромный вред животным. Будить мышей зимой нельзя, ведь на разогрев они потратят много энергии и до весны просто не доживут, - предупреждает Губернаторов.

В музее «Летучей мыши» пока больше интересно само помещение, чем экспонаты. Бывший ледник (подвал, в котором хранили продукты), сотрудники нацпарка обнаружили под развалинами здания 1900-х годов постройки. Над подземельем соорудили башню, а внизу обустроили два зала. Там туристам могут рассказать об истории поселка, на телеэкранах крутят фильмы о рукокрылых и других обитателях "Самарской луки".

Здание бывшего известкового завода Ванюшина, которое вовсю работало в 1906 году, сейчас перестраивают для "приюта" туристов.

Перед входом установили деревянную ладью, подобную той, какую водил по Волге Стенька Разин. Желающие могут сфотографирваться на лодке в костюмах конца 18 века. Но только летом. Зимой ладья в снегу, а костюмы в шкафу.

фото: Андрей Ласточкин

Внутри бывшего завода пока лишь фотовыставка флоры заповедника. Есть отапливаемое помещение, где зимние туристы могут согреться и перекусить.

В планах у нацпарка построить дозорные вышки и облагородить территорию разными «интересностями» с историческим акцентом.

Однако пока группы туристов, приобретая путевку на сутки нахождения в национальном парке (50-100 рублей), могут рассчитывать только на сопровождение в лыжной прогулке до Каменной Чаши и обратно. Лыжи нужно привозить с собой.

А вот на снегоходах в заповедник ездить нежелательно - звери пугаются и покидают насиженные места.

- Наша задача сделать Ширяево и его окрестности привлекательными для туристов. но при этом не навредить природе. Извечная проблема - мусор. Вывоз осуществляется только с территории поселка, оставлять его в лесу - нарушение закона, - предупредил Губернаторов.

Еще одна забота нацпарка - штольни, которые "украшают" разного рода надписями. Кстати, помочь национальному парку привести в порядок эту достопримечательность может каждый. От помощи здесь не отказываются.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру