"Самарское речное пассажирское предприятие" с понедельника, 5 декабря официально закрыло водную переправу по маршруту Самара-Рождествено. Грузовые паромы перестали плавать на тот берег еще раньше – 3 декабря. Движение теплоходов невозможно из-за льда, который крепнет с каждым днем. В минувшие выходные «Омики» плавали на левый берег в сопровождении специальных «катеров-ледоколов», расчищающих им путь.
На зимнее время предприятие организует переправу на судах на воздушной подушке. Сейчас на сайте речпорта объявление, что их пустят после установления полного ледостава. Когда матушка-природа пошлет достаточной силы морозы, неизвестно. И на время этого «межсезонья» жители Рождествено и еще нескольких сел, расположенных за Волгой, остаются отрезанными от города.
- Такая беда у нас каждый год. Люди готовятся к этому заранее, - рассказал Александр Ирдуллин, владелец дачи в селе Рождествено. – Беда в том, что больше половины населения Рождествено и других сел на правом берегу – работают в Самаре. В селах работы нет, только школы-больницы-магазины, да женская колония между Рождествено и Торновым. Насколько я знаю, сотрудницы колонии в основном самарчанки, на то время, когда не ходят «воздушные подушки», они меняются сменами с местными, либо живут в казармах. Сложнее тем, кому нужно добираться на работу в город. Некоторые складываются и снимают на это время жилье в Самаре, а некоторые и вовсе берут отпуск. В конце года, когда у людей напряженный график работы и отчеты, люди вынуждены «отдыхать». Почему нельзя эту проблему решить? Ведь много лет подряд это происходит.
Пока речной порт ждет крепкого льда, частники не дремлют. Катера на воздушной подушке вместимостью 7-8 человек «дежурят» на причалах. Они готовы переправить людей на тот берег, конечно, не за 60 рублей, как регулярная «водная маршрутка». Цены к выходным и праздникам задирают до 5 тысяч рублей с человека!
- В прошлом году я пытался уплыть в Рождествено в конце декабря. Лед долго не вставал, как вы помните. Так с носа просили по две тысячи! И на причале была толпа народу, - вспоминает Александр Ирдуллин.
Высокие цены частники объясняют рисками – льдины портят судно, «рвут» подушку. Стоимость ремонта и горючего недешевы, так что выбор за пассажиром – плыви или езжай по суше.
"Земной" маршрут от Рождествено до Самары пролегает через Жигулевск, это часа три, а то и больше в пути. Есть несколько накатанных «зимников» до асфальтированной трассы в Ставропольском районе. Основной путь из Рождествено через села Новинки, Шелехметь, далее выезд на село Валы и оттуда на трассу М5.
- Люди кооперируются, деваться им некуда. Складываются на бензин, собирают народ. Кто-то пытался оформить лицензию на микроавтобус, не знаю, удалось ли, - рассказывает Ирдуллин.
Сейчас «земной» маршрут занесен снегом. Надежды на то, что проселочные дороги расчистят своевременно у людей нет. Мало кто рискует отправляться в путь на автомобиле в такую метель
В экстренных ситуациях на помощь жителям правого берега готовы прийти судна Поисково-Спасательной службы региона. Их снаряжение и техника может переправлять людей в любых условиях.
Как рассказал специалист по связям со СМИ ПСС Сергей Шелеметьев, уже сегодня, 6 декабря из Рождествено в город доставили женщину, нуждающуюся в срочной помощи медиков.
Напомним, на время выборов Рождествено включают в Самарский округ. В этом году почти 8 тысяч официально прописанных в селе людей отдавали свои голоса за самарских депутатов.
- Где их реальные дела? Неужели нельзя за столько лет наладить переправу в это межсезонье? Закупить хотя бы одно судно, способное плавать до плотного льда? – возмущаются люди, отрезанные от мира.
Впрочем, выборы в Рождествено прошли со скандалами. Сейчас идут расследования по двум уголовным делам по фактам фальсификации подписей голосующих. Депутат губдумы Михаил Матвеев в своем блоге сообщает, что судья Волжского района отказалась аннулировать результаты выборов в Рождествено, якобы факты фальсификаций на общее волеизъявление народа не повлияло. Так ли это, покажет следствие.
А пока жители правого берега ждут «хорошей погоды» и изучают зимнее расписание судов на воздушной подушке.
Согласно контракту, размещенному ГКУ Самарской области "Региональный телекоммуникационный центр", подрядчик должен будет обеспечить первый рейс в 6:45 утра, а последний — в 19:15 в условиях полного ледостава.
В документах закупки сообщалось, что проезд будет стоить 60 рублей, недополученные доходы перевозчику компенсируют из бюджета. Начальная максимальная стоимость контракта составляла 9,3 млн рублей.