В Самаре принята Единая архитектурно-художественная концепция благоустройства зданий и территорий города к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Проект предполагает единые цветовые и оформительские решения для фасадов зданий вдоль гостевых маршрутов мундиаля. «МК-Поволжье» уже писал о том, что согласно концепции каждый районе города получит свой цветовой код.
В мэрии надеются, что бизнес проникнется идеей и переоформит торговые места на первых этажах зданий в едином стиле.
Однако речь идет не только о переоформлении вывесок и витрин в единый цвет, но и в целом о приведении наружной рекламы в соответствии с требованиями закона и правил благоустройства города.
Вместе с членом административной комиссии Кировского внутригородского района, юристом Ассоциации «Центр общественного взаимодействия» Анной Гаврусь мы прошли по улице Победы – одной из главных магистралей, по которой гости могут въезжать в город.
В глазах рябит от разноцветных вывесок на всем протяжении улицы. От станции метро «Победа» до «Виваленда» все первые этажи красивого архитектурного ансамбля тянется «украшает» линия микрофинансовых учреждений.
«Займы» и «деньги до зарплаты» предлагают а каждом шагу. Для привлечения клиентов используют все возможные и немыслимые способы: плакатами увешаны перила лестниц, козырьки и ступени крылечек, фанерные, пластмассовые, бумажные баннеры прикреплены к фасаду зданий шурупами, привязаны веревками к заборам, к световым опорам…
Стараются не только «быстрые деньги», но и пивнушки, закусочные, магазины для взрослых.
- Каждый день мы проходим по району и фиксируем адреса, где видим явные нарушения закона о рекламе и правил благоустройства города, - рассказывает Анна Гаврусь. – За последние полтора месяца только у меня в производстве пять нарушителей. Борются с незаконной рекламой и другие члены нашей административной комиссии. Предпринимателей сначала предупреждаем, требуем согласовать рекламные конструкции в Департаменте наружной рекламы, привести в надлежащий вид. Ту рекламу, которую явно невозможно подвести под единые требования, требуем убрать. Однако возникают трудности с поиском владельцев торговой точки. Не все указывают юридический адрес на вывесках, у некоторых нет информации в кассовых чеках. Поиски занимают определенное время. Наверное, предприниматели на это и надеются.
Есть среди торговцев и такие, что кивают на крупный бизнес – «банку можно украшать фасад, а мне почему нельзя?». Однако подходы к оформлению у сетевых банков, магазинов и у ИП разные. Хотя грешат нарушениями и те и другие.
- Размешать рекламу на фасаде здания запрещено. Вывеска – определенного размера и с определенным содержанием. Все остальное – реклама и ее нужно согласовывать. Если баннер размещен на стене официально, на нем должен быть номер. Крепления к фасаду четко регламентируется. Нельзя просто натянуть пленку и прикрутить ее шурупами прямо к стене, - поясняет Анна Гаврусь.
Проходим несколько кварталом по Победе - нарушения на каждом шагу.
- Рекламные конструкции размещены на разных уровнях, не вписываются в архитектурный стиль, непонятно как закреплены и грозят упасть на прохожих. А ведь можно сделать все как подобает. Выгоду от законной приличной рекламы должны осознать люди, которые живут в этих домах,- считает Анна Гаврусь. - На общих собраниях можно установить тарифы за размещение рекламы на общедомовых территориях, к которым относится и фасад. Собранные средства можно направить на ремонт. И, конечно, незаконные рекламные конструкции – это минус для доходной части городского бюджета. Ведь за каждое согласование предприниматели должны заплатить.
Однако предприниматели идут по другому пути: тратят деньги на наружную рекламу, потом по требованию комиссии снимают ее и платят штрафы.
Гражданские лица за каждое подобное нарушение должны заплатить до 4 тысяч рублей, должностные лица до 8 000, юридические до 20 000 р. При повторном нарушении штрафы увеличиваются.
- Сегодня облик Самары далек от требований концепции, но по сравнению с прошлыми годами, положительные изменения все же есть. Видно, что борьба с незаконной рекламой идет. Сейчас нужно, чтобы к этому подключились сами предприниматели, - считает руководитель «Центра гражданского взаимодействия» Андрей Ишмуратов. - Обычно жизненный цикл вывески недолог. Если посмотреть фотографии пятилетней давности - больше половины вывесок в Самаре поменялось. Кто-то переехал, кто-то сменил стиль, где-то вывески износились и сломались. Предпринимателям лучше сразу ставить вывески в соответствии с правилами, чтобы потом не возникло проблем. Ничего особо жесткого и сложного в правилах нет. Элементарный порядок. Особенно стоит уделить внимание данному вопросу рекламным агентствам и изготовителям, которые должны разъяснять клиентам действующие правила, советовать, как нужно сделать вывеску.