Почему в Самаре не тратят бюджетные деньги, выделенные на реабилитацию наркозависимых?

«Украл — выпил — в тюрьму» — этот классический алгоритм в случае с наркоманами сейчас работает несколько иначе. Все чаще суды тем, кто попался с небольшой дозой наркотика «для личного употребления», вместо тюремного заключения пишут в решении фразу «прохождение медико-социальной реабилитации и ресоциализации». И у наркозависимых появляется выбор — отправиться лечиться или сесть за решетку.

Почему в Самаре не тратят бюджетные деньги, выделенные на реабилитацию наркозависимых?
Фото: morguefile.com

Сегодня в Самарской области работает три десятка организаций, занимающихся ресоциализацией наркоманов. Программы лечения разные, но стоит удовольствие везде недешево — в среднем около 30 тысяч рублей в месяц. Курс возвращения к нормальной жизни занимает не меньше полугода. И хотя за избавление от зависимости родственники наркомана подчас готовы отдать что угодно, позволить себе такие траты может не каждая семья.

— Возвращение наркозависимых к нормальной жизни проходит в несколько этапов, — рассказала директор Отрадненского реабилитационного центра Светлана Феризба. — Сначала необходимо лечение, потом медицинская реабилитация, а уже потом — ресоциализация.

Если ограничиться только лечением, велика вероятность, что наркоман снова вернется к употреблению пагубного зелья — возвратившись в привычную среду и уже не умея жить по-другому, он рано или поздно снова встанет на скользкую дорожку.

— Главная проблема — в мотивации, зависимых очень трудно уговорить лечиться, они уверены, что контролируют потребление наркотиков и в любой момент могут остановиться, — объясняет Светлана Феризба. — Примерно половина наших пациентов приходит к нам только по решению суда, «отбыть» положенный срок и получить нужную справку. Часть из них нам удается заинтересовать и мотивировать на дальнейшую социализацию.

Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, власти собираются привлекать для социализации наркоманов здоровые силы общества.

— Речь идет о некоммерческих организациях (НКО), — пояснила заместитель министра здравоохранения Самарской области Татьяна Сочинская. — В 2015 году список разрешенной для них деятельности дополнился ресоциализацией наркозависимых. Мы собираемся создать реестр НКО, которые занимаются этим на территории губернии, и привлекать их к ресоциализации наркозависимых в рамках госпрограммы. Предусмотрено финансирование этой работы НКО — до 10% средств, заложенных в бюджет на эти цели.

— В Самарской области на ресоциализацию выделяется тысяча рублей на человека в сутки, — рассказал главный врач Самарского областного наркологического диспансера Андрей Щербань. — Курс по госпрограмме рассчитан на 90 дней, то есть социализация одного человека обходится в 90 тысяч рублей.

47 критериев, или ответ на поверхности

Казалось бы, благие намерения есть, НКО соответствующего профиля есть, наркоманы есть и даже деньги есть. Однако в прошлом году из заложенных в бюджете 15 млн рублей была освоена только половина. Из более чем 30 центров, занимающихся возвращением «заблудших овец» к нормальной жизни, в работе программы приняли участие всего два, направления в них получили 18 наркозависимых. В этом году средства выделены на 50 человек — всего около 4,5 млн рублей, однако в единственный участвующий в программе центр направлено всего 33 наркомана (8 из них уже закончили курс лечения, еще два заканчивают в ближайшее время).

— В прошлом году Минздрав проводил конкурс для НКО на получение субсидий на ресоциализацию наркозависимых, — рассказывает консультант управления по обеспечению деятельности постоянно действующих комиссий в сфере обеспечения правопорядка Департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области Вадим Картавченко. — На конкурс пригласили 20 организаций, приняли участие всего пять, победителями были признаны две, которые и получили финансирование.

Что же мешает НКО участвовать в конкурсе, получать бюджетные деньги и успешно возвращать наркозависимых к жизни в обществе? Ответ лежит на поверхности: список состоит аж из 47 критериев, которым должны соответствовать эти самые НКО для того, чтобы просто подать документы на конкурс. Это не самодурство самарских властей — критерии прописаны в рекомендациях федерального центра.

— Два основных блока требований — это помещение и программа лечения, — пояснила Татьяна Сочинская. — Здание должно быть оформлено по закону, соответствовать требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам, там должны быть туалеты, души, ванные комнаты и т. д. Программа лечения должна быть четкой и понятной, чтобы мы точно понимали, что именно будут делать с гражданином в этом реабилитационном центре. Мы живем в правовом государстве, и надо работать цивилизованно, по закону.

На первый взгляд, все логично. Только почему-то список требований оказывается для реабилитационных центров непосильным. Почему?

— Мы очень бы хотели поучаствовать в конкурсе на бюджетные субсидии, но, к сожалению, не получается, — разводит руками директор самарского филиала одного из реабилитационных центров Дмитрий Алексеев. — На словах все хорошо, но когда начинаем работать с документами, все время возникают трудности. Сейчас наши главные проблемы в том, что здание центра относится к категории жилых объектов, а также то, что мы — филиал.

— Мы молодой центр, очень хотели бы поучаствовать в госпрограмме и помогать наркозависимым вернуться к нормальной жизни, но столкнулись с тем, что сбор документов — это очень долго и сложно, разобраться почти нереально, — говорит директор другого центра социальной адаптации Виктория Рябкова. — Боюсь, нам помешает то, что здание находится в собственности у частного лица, а также наша форма собственности — ООО…

Чиновники, в свою очередь, утверждают, что всегда готовы идти соискателям навстречу, помогать с документами и оформлением, и приводят пример единственного попавшего в программу центра: вот, мол, у людей же получилось, значит, ничего невозможного мы не требуем.

— Такое впечатление, что все хотят, чтобы пришел аудитор и по всем 47 критериям составил список, что нужно сделать для соответствия, — возмущается счастливица Светлана Феризба. — Так не бывает, нужно и самим что-то делать, под лежачий камень вода не течет!

Наверняка можно сказать только одно: в других регионах, в которых партнерство властей и НКО успешно работает, критерии гораздо мягче. Бесспорно, жить и лечиться за счет бюджета наркоманы должны в максимально комфортных и безопасных условиях, однако, может быть, не стоит доходить в строгости критериев до крайности?

Капля в море

Впрочем, даже если бы лечение прошли все 50 предусмотренных программой человек, для Самарской области это просто капля в море. На конец первого полугодия в губернии зарегистрировано более 11,1 тысячи наркозависимых и 4,5 тысячи тех, кто употребляет наркотики эпизодически и нуждается в профилактике. Чиновники бодро рапортуют, что число наркоманов снижается, и это действительно так. Правда, темпы черепашьи: так, в конце 2015 года наркозависимых было 11 780 человек, а находящихся в группе риска чуть более 6 тысяч. Пока чиновники заботятся о комфорте зависимых и соблюдении бюрократической процедуры, по количеству наркоманов Самарская область в два раза опережает показатели ПФО и в целом страны...

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру