В Самаре завершено расследование уголовного дела о недоливах топлива на автозаправках

В сговоре уличены топ-менеджеры нефтепредприятия

В 2013 году правоохранительные органы выявили масштабную аферу с на крупнейших АЗС. Осуществить задуманное мошенникам позволило специально созданное и установленное на автозаправках оборудование, которое контролировалось местными сотрудниками.

В сговоре уличены топ-менеджеры нефтепредприятия

Первоначально проверки прошли в Самарской области, после чего стало известно, что рядовые сотрудники действовали по указанию «сверху», и силовики начали инспектировать деятельность заправок по всей стране, подозревая, что заговор гораздо серьезнее, чем можно было предполагать с самого начала.

Нашли ли что-то в других регионах, до сих пор не ясно, но в Самарской области за дело взялись всерьез: 15 февраля сотрудники регионального УФСБ России одновременно провели обыски на 7 автозаправочных комплексах, изъяли накладные по приемке нефтепродуктов, записи с камер видеонаблюдения и электронные платы, вмонтированные в колонки налива топлива.

2 апреля материалы проверки ФСБшники передали в полицию, и в Главном следственном управлении МВД России по Самарской области к концу месяца возбудили уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ «Мошенничество».

Звенья цепи

Во время следствия удалось установить предполагаемого организатора мошенничества - им оказался заместитель генерального директора по розничным продажам АО «Самаранефтепродукт» Сергей Юдин. Поняв, что дело принимает серьезный оборот, он очень вовремя исчез, летом 2015-го был объявлен в федеральный розыск, а обнаружили его лишь в январе 2016-го в Волгограде, после чего доставили в Самару и посадили под арест.

Верным помощником Юдина был заместитель директора по производству Кряжского филиала ООО «Самара-Терминал» Констанин Салко. Именно его организация (недавно присоединена к АО "Самаранефтепродукт") должна была поставлять нефтепродукты на самарские АЗС, замешанные в мошенничестве, и благодаря его содействию преступная группа получала поддельные накладные о том, что поставки были, хотя фактически шла незаконная подпольная торговля недолитым топливом.

Но афера никогда бы не смогла осуществиться без неких умельцев из числа техобслуживания АЗС, которые изготовили аппараты, в народе прозванные «жучками». На самом же деле это целая система, состоящая из плат управления, диалоговых модулей с измененным мошенниками программным обеспечением, брелоком от автомобильной сигнализации и особым устройством с ЧИПом, которые позволяли контролировать работу АЗС и менять показания датчика расхода топлива: уменьшать отображаемый объем отпущенного нефтепродукта на 3,5 - 7 %. Личности изобретателей установить так и не удалось.

В 2012 году «жучки» установили на несколько АЗС в Самарской области, и они работали вплоть до ФСБшных проверок 2013-го за исключением нескольких дней, когда на станциях проводились внутренние проверки. Контролировались чудо-аппараты с кассы.

- Но при этом лично я никакой выгоды от этого не получала, - оправдывалась впоследствии одна из управляющих АЗС Светлана М. - Мне приказал мой непосредственный начальник, Алексей Кукушкин, я боялась увольнения, поэтому пришлось подчиняться. Мне дали аппарат, очень похожий на брелок от автосигнализации. Я его включала, и техника недоливала топливо, я фиксировала объемы, а потом передавала их и вместе с отметками о видах «скопленного» бензина Кукушкину. Мне после этого выдавали товарно-транспортные накладные, в которых были вписано именно то количество бензина, что у нас скопилось, и я вносила их в базу как поставки от ООО «Самара-Терминал».

Алексей Кукушкин, которого Светлана обвинила в давлении на него, на момент аферы находился в должности территориального управляющего АО «Самаранефтепродукт». В его обязанности как раз входил контроль за заказом, приемом и отпуском топлива и сопутствующих товаров, инвентаризация нефтепродуктов, сведение отчетной документации и участие в проверках АЗС,

Как и многие другие, по данным следствия, он «был в доле», понимал, что происходит и фактически был связующим звеном между исполнителями (кассирами и продавцами, включавшими и выключавшими «жучки» по их приказу) и руководителями ОПГ, которые отдавали распоряжения и распределяли прибыль (на эти роли следователи определили Юдина и Салко).

Кроме Кукушкина, сотрудники УЭБ и ПК облМВД, которые осуществляли оперативное сопровождение по этому делу, смогли выйти еще на нескольких территориальных управляющих и управляющих АЗС, которые могли получать прибыль от незаконных действий, участвовать в мошенничестве осознано и по доброй воле. Обвинение в итоге, кроме Юдина и Салко, предъявлено еще и Игорю Петрушину, его жене Ольге Клиентовой и Владимиру Чуфистову.

В отличие от остальных, которые свою вину отрицали, Алексей Кукушкин предпочел пойти на сделку со следствием, поэтому его дело выделили в отдельное производство и рассмотрели в Октябрьском районном суде города Самары в апреле-мае 2016 года в особом порядке.

ОПГ

Там, наконец, была ясно проговорена вся схема мошенничества целиком: «жучки» недоливали топливо, кассиры фиксировали его количество, данные передавали в ООО «Самара-Терминал». Там готовили накладные о поставке заранее указанного им количества бензина, но фактически на заправки его не привозили, а продавали «на сторону», куда, отследить оказалось невозможно. Между тем, сотрудники АЗС вносили по накладным во внутреннюю систему псевдо-поставки от ООО «Самара-Терминал», а сами торговали недолитым ранее бензином. В афере использовались  марки АИ 92, АИ 95 и дизельное топливо. Им торговали из-под полы на заправках в Безенчукском и Исаклинском районах, а также в городе Чапаевск Самарской области.

- В настоящее время установлено, что примерно 700 юридическим лицам нанесен материальный ущерб более чем на 6,7 млн рублей, то есть в особо крупном размере, - сообщили в ГСУ ГУ МВД России по Самарской области.

Ранее, когда дело только возбудили, речь шла о возможном ущербе в 29 млн рублей. Однако доказать его оказалось сложно, ведь обычный автолюбитель, заправившись, чек либо вовсе не берет, либо скоро его выбрасывает. А потому неопровержимые доказательства удалось найти лишь у организаций со строгой системой отчетности. В частности, потерпевшими по этому делу признаны: ГКП «АСАДО» Правительство Самарской области и другие бюджетные учреждения, администрации районов, школы, больницы и оздоровительные центры и банки Самарской области многие другие.

По данным полиции, налицо функционирование самой настоящей организованной преступной группы с четкой специализацией - недолив и хищение нефтепродуктов. При этом в группе имелись руководители, которым остальные подчинялись беспрекословно, а роли всех участников ОПГ были четко распределены.

Таким образом, предполагаемым мошенникам, если суд признает их виновными, грозит до 10 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн рублей.

Алексею Кукушкину же за сотрудничество со следствием и частичное возмещение ущерба потерпевшим суд вынес предельно мягкий приговор: 4 года условно с испытательным сроком 3 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру