Самарские суды рассматривают серию дел о лжельготниках

5 человек обвиняются в мошенничестве при получении выплат

Следствие пытается доказать, что пять человек на протяжении многих лет незаконно получали выплаты, положенные участникам ликвидации последствий взрывов на ЧАЭС.

5 человек обвиняются в мошенничестве при получении выплат

26 апреля 1986 года взорвался четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС, из-за чего произошел масштабный выброс радиоактивных веществ. Для устранения последствий катастрофы потребовалось около двух лет, за это время вокруг разрушенного блока возвели саркофаг, куда замуровали все обломки, остальные три энергоблока дезактивировали, а вокруг АЭС создали 30-километровую зону отчуждения.

В ликвидации последствий чернобыльской катастрофы приняли непосредственное участие более 600 тысяч человек: это ученые, военные, пожарные, милиция, медики, обычные рабочие и, конечно, пилоты, которые доставляли туда и обратно людей и оборудование. Работали там и самарцы. Вот только недавно в ФСБ выяснили: не все те, кого мы называем ликвидаторами ЧАЭС, на деле являются таковыми.

— В ходе оперативно-розыскных мероприятий стало известно, что некий Сергей Станиславович Рязанов подал в 2002 году заявление на переоформление удостоверения ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В качестве подтверждающих документов он предоставил копию поддельного задания на полет № 152 от 27 мая 1986 года в Припять, — объяснил старший оперуполномоченный УФСБ России по Самарской области Евгений Черняев. — Мы установили, что аэродром в Припяти никогда не существовал, а на основании ответов от АО «РКЦ «Прогресс» и Федерального космического агентства, являющихся правопреемниками организаций, которые могли инициировать этот полет, был сделан вывод, что его не было вовсе. То есть самолет Ан-24 № 26191 никогда не летал по маршруту «Куйбышев — Борисполь — Припять — Куйбышев».

Оперативные сотрудники стали «копать» дальше и выяснили: Сергей Рязанов, который в документе обозначен командиром Ан-24 по факту, им стал лишь в 1987 году, а на момент полета мог быть лишь вторым пилотом. То же касается Николая Козлова: пилотом-инструктором он был назначен в мае 1987 года и не мог в этом качестве совершать полет годом ранее. Та же история и с другими членами экипажа. Дошло и вовсе до абсурда: Евгений Крысько, который якобы летал в Припять вторым пилотом, в 1986 году вообще жил и работал в Ижевске, а на ЦСКБ «Прогресс», с экипажем которого якобы летал, пришел только в 1987 году.

Первый визит сотрудники ФСБ нанесли Рязанову в октябре 2015 года, потом один за другим под следствие попали его товарищи, весной 2016-го уголовные дела в отношении каждого из них отдали в суды. Обвинили их в мошенничестве при получении выплат.

Евгений Крысько на суде отказался давать какие-либо показания, его адвокат просил о снисхождении, ведь на стадии следствия свою вину он признавал, а нанесенный государству ущерб в 700 с лишним тысяч рублей погасил. Внушительная сумма сложилась из надбавок к пенсии (347 рублей ежемесячно), социальных льгот на общую сумму более 200 тысяч рублей и выплат на санаторно-курортное лечение (475 тысяч рублей). С учетом всех смягчающих обстоятельств суд 26 мая приговорил его к одному году условного лишения свободы.

Свою вину признали и мнимый авиатехник Панков со штурманом Федосеевым, первый из них обокрал государство на 1,6 млн рублей, второй — на 576 тысяч рублей.

— Самолет Ан-24 24 № 26191 на ЦСКБ «Прогресс» и правда был, но я на нем в Припять не летал, — твердил Панков как на судебном процессе по делу в отношении его самого, так и на заседаниях по обвинению его товарищей.

Федосеева 7 апреля осудили на полгода условного лишения свободы, а Панкова 5 мая — на три, тоже условно.

Никто из них так и не смог объяснить, как и когда на свет появилось поддельное задание на полет. Это сделал лишь Сергей Рязанов.

— Внутреннюю часть этого задания оформлял я, лицевую — Козлов, так как я на тот момент уже не работал в ЦСКБ «Прогресс» и не имел доступа к необходимым печатям, — заявил он. — Да, я не летал в Припять, но мы неоднократно бывали в Киеве и все равно следовали через «облако», поэтому я был уверен, что получил ту же долю излучения, что и остальные, а потому имею право на звание ликвидатора аварии ЧАЭС и на льготы.

Сергею Рязанову ущерб насчитали в 359 тысяч рублей, и он его послушно погасил. Решением Октябрьского районного суда от 30 мая он признан виновным в мошенничестве и осужден к одному году лишения свободы условно.

Единственный, кто до сих пор отрицает свою вину, — это Николай Козлов. По его словам, он летал в зону отчуждения и садился там на временный аэродром.

— Я помню деревянный домик, откуда нельзя было выходить, — заявил он в суде. — По карте нам показали маршрут, и мы полетели замерять радиацию, для этого прошли над землей буквально на высоте метров в 900.

Впрочем, посмотрев в суде на полетное задание, Козлов признал, что оно липовое: там даже расстояния между городами указаны неправильные. Но свою причастность к изготовлению фальшивки он отрицает до сих пор.

— Документ на самом деле может быть поддельным, вот только я думаю, что вины Рязанова с Козловым в этом нет, — рассудила руководитель Самарской областной общественной организации чернобыльцев «Союз ветеранов Чернобыля» Альбина Петрова. — Понимаете, в то время многие проблемы решались, что называется, по звонку. ЦСКБ «Прогресс» подчинялся Москве, и приказ отправить пилотов в Припять могли отдать по телефону, после чего спустя какое-то время, когда чернобыльцам начали выдавать удостоверения и назначать льготы, предприятие просто предоставило список сотрудников, которым положены выплаты. В то время с документами частенько была неразбериха.

Альбина Степановна про это знает не понаслышке — в 1987 году она 2,5 месяца проработала в Чернобыле в военно-строительном полку в отделе, который занимался розыском документов ликвидаторов 1986 года для того, чтоб они получили зарплату. По ее словам, у них был очень добросовестный командир, который не только своим подчиненным документы оформил честь по чести, но и разысканным чернобыльцам вместе с копиями бумаг, отправленных в банк, приказал отсылать и справки о том, что они принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и им положены льготы. Однако не всем там повезло. В 2012 году она познакомилась с двумя чернобыльцами, у которых таких справок нет до сих пор. А потому и со льготами большие проблемы.

— Однако даже если взять за основу версию Рязанова о том, что он летал не в Припять, а в Киев, то он все равно официально может считаться ликвидатором чернобыльской катастрофы, — считает Альбина Петрова. — В Законе № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» сказано, что к категории граждан, подвергшихся облучению, относятся в том числе и те, кто в 1986–1987 гг. принимал участие в работе, связанной с эвакуацией людей или другой работой, и этот перечень включены летно-подъемный и инженерно-технический составы гражданской авиации вне зависимости от места дислокации и выполнявшихся работ.

На данный момент приговор не вынесен лишь по делу Николая Козлова. Столкнувшись с противоречиями в показаниях и твердой его уверенности в своей невиновности, суд с материалами дела разбирается досконально. Следующее заседание по делу лжечернобыльца назначено на 15 июня. Кто из его бывших товарищей на нем выступит, пока не известно. Козлову предъявлено обвинение в мошенничестве с выплатами в крупном размере, за что закон предусматривает до пяти лет реального лишения свободы. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2016

Заголовок в газете: Ликвидация чернобыльцев

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру