Самарские сироты попадаются на уловки мошенников и остаются без жилья

Общественные организации бьют тревогу

Дети-сироты в России находятся под защитой государства: им выплачиваются пособие, оформляют льготы, а если нет недвижимости - по достижении совершеннолетия даже дают квартиры. Вот тут-то на горизонте и появляются товарищи, падкие на чужое добро. А главное - с даром убеждения, который позволяет оставить новоселов с носом. Либо с невероятной наглостью и уверенностью в своей безнаказанности. Итог один: сирота остается гол, как сокол.

Общественные организации бьют тревогу

Так произошло и с Екатериной. В 2010 году ей выделили деньги на покупку квартиры. За 1,5 млн рублей удалось приобрести «однушку» гостиничного типа в доме на проспекте Кирова. Туда девушка вселилась с маленьким сыном Олегом. Через некоторое время друзья познакомили ее с Сергеем, и жизнь вроде бы заиграла новыми красками.

- В 2014 году мы с Сергеем начали жить вместе, вскоре он познакомил меня со своим лучшим другом Арсеном, - вспоминает Екатерина. - Как-то вскользь прозвучало: «Кать, а продай свою квартиру». Я только засмеялась: куда ж я без жилья с ребенком денусь? Нет уж, раз досталась она мне от государства, то своего теперь не упущу.

Вот тут девушка крупно ошиблась. Просьбы о продаже жилья звучали все чаще и настойчивее, ей даже предложили деньги - 500 тысяч рублей. Когда мужчины поняли, что девушка будет стоять на своем, ударили по самому больному.

- Они начали угрожать, что заберут у меня сына. Принесли в дом пистолет. Чтобы доказать, что он настоящий, выстрелили из окна в воздух. Вот тут я по-настоящему испугалась, - Екатерина до сих пор о тех событиях рассказывает чуть слышно, шепотом и крайне скупо. - Сыну было всего 6 лет тогда. Конечно, я на все согласилась, потому что боялась, что они причинят ему вред. Съездили мы к риелтору, квартиру оформили на брата Арсена по имени Арнольд, за сделку я не получила ни копейки. Все это время Сергей продолжал жить с нами. После подписания договора дал мне возможность собрать вещи, после чего выставил меня за дверь.

Была зима 2015 года. На помощь Екатерине пришли свои же - приютил ее у себя Евгений, такой же сирота, как она. Целую неделю девушка не выходила из его квартиры, потом решилась обратиться в полицию Промышленного района. Заявление приняли, но дело не возбудили.

Прошел год. Екатерина услышала от знакомых про «Теремок» и Стаса Дубинина, после чего пришла за помощью туда.

То, что сироты между собой называют «Теремком» официально по документам оформлено как Центр постинтернатного сопровождения Региональной общественной организации волонтеров Самарской области «Домик детства». Руководит им Станислав Дубинин, 16 лет проработавший в детском доме №1 и «прикипевший» душой к детям.

- Зачем нужен такой Центр? Все просто: после выхода из детдома многие недавние дети не знают самых элементарных вещей: куда идти, если
поднялась температура, и к кому обратиться, если протекла крыша. Обычно планировать семейный бюджет детей учат родители, наш центр берет на себя многие их функции, - объясняет Станислав Дубинин. - Но главная помощь - это, конечно, психологическая. Домашний ребенок от наших детей отличается, как небо от земли: это другие интересы, иное восприятие жизни. Работа с нашими детьми очень ресурсозатратная. Снимаешь с них агрессию, приходишь домой, уже не успеваешь ее пережигать, это очень тяжело психологически. За последнее время часто приходится вникать в еще более серьезные проблемы, без помощи юристов не обойтись.

После того, как Станислав узнал об истории Екатерины, он обрисовал ситуацию своему руководству, а там уже удалось выйти на более высокий уровень. Директор региональной общественной организации волонтеров Самарской области «Домик детства» Антон Рубин выступил на заседании Общественного совета при Губернской думе в марте 2016 года, где озвучил несколько наиболее поразительных историй наглого отъема жилья у сирот.

На заседании присутствовал заместитель начальника полиции по охране общественного порядка ГУ МВД России по Самарской области Бакытжан Косетов. Услышав, что за год коллеги-полицейские даже не возбудили уголовного дела, он, конечно, заинтересовался, почему. Начали разбираться в обстоятельствах произошедшего, вскоре возбудили уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), а через некоторое время удалось найти и допросить одного из подозреваемых - Арнольда, на которого когда-то оформили квартиру Екатерины. Сейчас следователи разыскивают остальных персонажей этой истории.

- На самом деле, ситуация с Катей достаточно мягкая, реально при продаже этой квартиры никто не пострадал. Но нам известны и множество других случаев, - рассказывает директор Региональной общественной организации волонтеров Антон Рубин. - Жили-были два брата, Андрей и Александр, от родителей у них остались 2 комнаты в коммуналке, куда они и заселились после детдома. И тут к ним в доверие втирается мошенник, убеждает их поменять комнаты на «однушку» и вписать его в собственники, а когда братья начинают подозревать неладное, Александр неожиданно погибает. Следствие приходит к выводу, что был несчастный случай и парень просто утонул. Но Андрей знает, что у брата оказались переломаны все ребра. Произошло это все в 2009 году, правоохранительные органы заинтересовались делом лишь сейчас.

По словам Рубина, «квартирная проблема» очень типична. «Отжимание» квартир и денег у сирот поставлено на поток. Год назад, правда, был принят закон, оберегающий сирот от мошенников. Ранее им выдавали квартиру в собственность, и они могли делать с ней что угодно, хоть продать ее на следующий же день. Сейчас квартиры дают по договору социального найма сроком на 5 лет, по истечении которых жилье переходит им в собственность.

Однако остается еще одна проблема, решение которой пока не найдено. Все время, пока сироты находятся в детских домах, на их сберкнижки начисляют деньги - пенсию, алименты от родителей, соцпособия и т.п. В 18 лет вместе с паспортом они получают на руки целый капитал. И конечно, они становятся лакомым кусочком для тех же мошенников.

- У них быстро появляются друзья, которые «помогают» им спускать эти деньги, пользуясь доверчивостью и юридической безграмотностью ребят из детдомов. В лучшем случае сироты тратят деньги на себя. В худшем у них эти деньги «изымают» предприимчивые граждане. И с этим ничего не поделаешь. Мы пытаемся учить ребят финансовой грамотности, но нас слушают те, кто уже обжегся. Я не знаю, возможно ли на законодательном уровне регламентировать траты со сберкнижек сирот, может быть, назначать им кураторов по финансовым вопросам. Проблема достигла таких размеров, что о ней пора кричать. Но нас пока никто не слышит, - говорит Рубин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру