В Самаре трех блогеров обвиняют в вымогательстве 3 млн рублей у предпринимателя

Самарский районный суд разбирается в обстоятельствах громкого дела о вымогательстве

На скамье подсудимых блогер Дмитрий Бегун, известный страстью к резким высказываниям в адрес чиновников разного ранга, автор книги «Бандитская Самара», тоже блогер Олег Иванец, а также Наталья Умярова (официальная фамилия — Миронова), в прошлом журналист, знаток правоохранительной тематики, которая в своем блоге писала на довольно широкий круг тем.

Самарский районный суд разбирается в обстоятельствах громкого дела о вымогательстве

Задержали всех троих 29 октября 2015 года на основании заявления руководителя ООО «Современные медицинские технологии» Сергея Шатило. Наталья Миронова в руки силовиков попала с миллионом рублей в сумочке прямо на выходе из кабинета коммерсанта. Задержанная с поличным женщина пошла на сотрудничество со следствием. Договорившись о встрече с Бегуном на остановке возле одного из торговых центров, она передала ему 300 тысяч рублей, после чего второго блогера взяли в присутствии понятых. Третьего подозреваемого Миронова об опасности предупредила эсэмэской, поэтому он визиту полицейских нисколько не удивился. Поскольку передать ему деньги в руки не удалось, свою вину он отрицает достаточно уверенно.

Оказалось, что оперативники довольно долго прослушивали телефоны блогеров, а те вели себя неосторожно: Шатило между собой называли то клиентом, а то и просто Францевичем (полное Ф.И.О. потерпевшего — Сергей Францевич Шатило. — Авт.), по громкой связи обсуждали финансовые вопросы, писали друг другу письма, в которых меры конспирации были довольно сомнительными. В телефонном разговоре Дмитрий Бегун и Наталья Миронова напрямую обсуждали, возможно ли «получить с клиента хотя бы единицу (то есть 1 млн рублей)», а потом «соскочить» и забыть всю эту историю как страшный сон.

Дело получилось громким: на допросы то и дело вызывали первых лиц города и области, депутатов и известных бизнесменов, поэтому передачи дела в суд все ждали затаив дыхание: ходили слухи, что подозреваемые дают показания против чиновников о том, что те платили деньги за разгромные статьи о своих врагах. Такие ожидания, однако, во многом не оправдались: обвинение в итоге было сформулировано предельно кратко.

— Бегун, Иванец, Миронова обвиняются в вымогательстве в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору, — сообщила помощник прокурора Самарского района Самары Мария Афанасьева. — Согласно материалам дела, они требовали от директора ООО «Современные медицинские технологии» 3 млн рублей за удаление из Интернета сведений о налоговых и полицейских проверках в отношении организации, а также за то, чтобы не размещать в дальнейшем иную информацию о финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

Речь идет о материалах проверки за 2011–2012 годы, по итогам которой налоговая служба пришла к выводу, что ООО «СМТ» имело возможность закупать медицинское оборудование напрямую у поставщиков, но предпочло контрагентов с признаками фирм-однодневок, в результате чего получилась 100-процентная накрутка стоимости товара, а государство недополучило налогов на 270 млн рублей. Потом сумму снизили до 46 млн, а все документы летом того же года передали в полицию для принятия решения о возбуждении уголовного дела. 1 сентября 2015 года уже региональное управление следственного комитета завело на ООО «СМТ» уголовное дело по ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»), но уже на следующий день организация задолженность погасила, после чего дело закрыли.

Через некоторое время компания в суде доказала, что задолженность им насчитали ошибочно, и в январе 2016 года Арбитражный суд Самарской области признал решения налоговиков недействительными и постановил: деньги ООО «СМТ» вернуть. Это решение осталось в силе и после апелляции.

Между тем эта информация, судя по всему, для многих осталась «за кадром», потому что в Интернете начали бурно обсуждать, что, мол, фирма, строящая кардиоцентр в Самаре, занимается, мягко говоря, противоправной деятельностью. Масла в огонь подлили также опубликованные в октябре 2015 года в блогах Иванца и Мироновой выдержки из справки-меморандума. Из них следует, что в регионе имеет место целый заговор по отмыванию денег в сфере закупок медоборудования, и в нем якобы замешаны, кроме собственно Сергея Шатило, депутаты, налоговики, правоохранительные органы, члены правительства Самарской области, банки и множество фирм-однодневок, через которые и выводятся деньги. Однако найти автора этой справки и подтвердить изложенные в ней сведения полиции не удалось.

— После публикации этих материалов у меня появились проблемы с контрагентами, которые стали разрывать с нами договоры, и банками — они просто перестали давать нам кредиты, — рассказывал в суде директор ООО «СМТ» Сергей Шатило. — Хотя на тот момент никаких налоговых задолженностей у нас не было, а уголовное дело уже закрыли.

Шатило через Бегуна вышел на Миронову и Иванца, они встретились в одном из отелей города, где блогеры обвинили предпринимателя в том, что по его наводке на семью Иванца сыплются угрозы.

— Вскоре после первой публикации моей жене начали звонить на мобильный и уверять, что всем будет очень плохо, если я не удалю информацию, потом нам обещали, что моя семья умрет от эпидемии гриппа и много что еще, — вспоминал в суде Олег Иванец. — Меня не интересовали деньги, я хотел, чтобы моей семье перестали угрожать. Шатило заверил, что угрозы исходят не от него, но он знает, кто организатор, однако помочь ничем не может.

Между тем именно после этой встречи, согласно показаниям Шатило, Бегун впервые заговорил о том, что блогерам надо бы заплатить. Сначала называлась сумма «тысяч в 50», потом речь шла о 300 тысячах рублей за снятие уже опубликованных материалов, а затем о 300 тысячах за каждый месяц молчания до открытия кардиоцентра. Итого набегала сумма в 3 млн рублей.

Тем временем Наталья Миронова попыталась убедить суд в том, что, во-первых, все инициативы исходили от Шатило, во-вторых, сумму в 3 млн не называла, а при личной встрече взяла лишь миллион. В-третьих, по ее словам, это в принципе было не вымогательство, а предоплата будущего долгосрочного сотрудничества.

— Я бы никогда не взяла деньги, если бы знала, что он отдает их не добровольно, — заявила Наталья Миронова в суде. — Я думала, что речь идет об имиджевом договоре. Мы бы писали интервью с руководством ООО «СМТ», про мероприятия компании, — объяснила Наталья Миронова. — Да, я не взяла с собой паспорт, поэтому договор заключен не был, но документ у меня забрали для оформления ИП. Я хотела обсудить детали дальнейшего сотрудничества с Шатило и очень удивилась, услышав о сумме в 3 млн рублей, реальная стоимость наших услуг — миллион.

Пока в суде еще не допрошен Дмитрий Бегун, а именно он вел все переговоры с Шатило. Согласно материалам дела, он оговаривал с коммерсантом финансовые вопросы, потом передавал информацию Мироновой, та согласовывала все с Иванцом, а затем решение по той же цепочке передавалось обратно. Ранее Бегун свою вину признал полностью, однако у него есть возможность изменить свои показания в суде. Следующее заседание по этому процессу состоится в начале июня — ожидается, что Наталья Миронова закончит давать показания и суд приступит к допросу Бегуна.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 25 мая 2016

Заголовок в газете: Блогер на миллион

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру