«Арбитражные управляющие потирают руки в ожидании банкротств»

Алексей Ульянин - об экономическом кризисе и о том, как его пережить

 Хотя россияне и привыкли к всевозможным экономическим кризисам и социальным потрясениям и накопили опыт не одного поколения по их преодолению, очередная финансовая свистопляска прямо посреди стабильности, да еще и в преддверии новогодних праздников ударила, наверное, по каждой российской семье. Как обычно, болезненнее всего беднеют бедные, наиболее богатые и в самые тяжелые времена умудряются богатеть. Как в кризис планировать свой бюджет простым потребителям, наемным служащим, малому и среднему бизнесу, «МК в Самаре» обсудил с кандидатом экономических наук, директором трастовой компании «Технология управления» и финансовым аналитиком Алексеем Ульяниным.

Алексей Ульянин - об экономическом кризисе и о том, как его пережить

 «Не заниматься хаотичными покупками»

– Как экономический кризис отра-зится на простых потребителях, малом и среднем бизнесе, людях, у кого нет нефтяных долларов?

– Им проще всего, им терять меньше. Но людям, которые не обладают значительными финансовыми ресурсами, важно ни в коем случае не заниматься хаотичными покупками, как многие сейчас делают. Не нужно бежать в автосалоны покупать машины или в магазины бытовой техники и электроники. Сейчас уже этого делать не нужно, тем более что в магазинах не осталось предложений по докризисным ценам. Сейчас цены спекулятивно подняты, и лучше оставить средства на текущее потребление.

– В чем лучше всего хранить деньги? Стоит ли выстраиваться в очереди в банках, чтобы менять рубли на доллары и евро?

– Это самый плохой вариант, который может быть в принципе, менять рубли на доллары, тем более в целях сбережения. Люди, которые покупали евро по 100 рублей, поступили, конечно, очень опрометчиво. Они уже потеряли значительные средства.

Самый хороший способ сохранения денег - вложения в недвижимость. Но только если вам действительно нужна эта недвижимость, не для перепродажи, или вы надеетесь на долгосрочное вложение. Нужно понимать, что сейчас есть некий ажиотажный спрос, и цены на недвижимость растут. Нужно понимать, о каких деньгах идет речь. Если это суммы больше 3-4 млн рублей, эти деньги не лежат на текущее потребление и есть желание просто сберечь ресурсы, тогда, наверное, стоит вложиться в недвижимость. Все, что меньше 3 миллионов, можно тратить просто на текущее потребление и голову себе не забивать. Да, понятно, что ситуация неприятная для потребителей, есть некие кризисные явления, национальная валюта нестабильна, снижение покупательской способности. Тем не менее мы живем в России, мы тратим и зарабатываем рубли. И нужно понимать, что уровень зарплат так не растет, как уровень потребительских цен.

Цены будут расти в основном на импортные товары. Но наша экономика больше ориентирована на импорт, своих собственных товаров мы производим, к сожалению, недостаточно, чтобы быть полностью защищенными. А значит, значительный процент товаров в нашей потребительской корзине – это товары импортные, и их цена вырастет.

Ситуация сложная. И выписать какой-то универсальный рецепт на 100%, сказать, делай вот так и кризис тебя не коснется, так не получится. Кризис коснется всех, и нужно это понимать. В экономике кризисы случаются часто, некоторые из них вызваны и политическими предпосылками, и введением санкций.

Если люди сейчас начнут нервно пытаться куда-то вложить деньги, они только потеряют. Потому что в последние дни я смотрю котировки по доллару, доллар падает, рубль укрепляется. Как угадать этот момент, когда купить, когда продать, никто не знает. И никто не может предугадать, какой курс будет завтра, будет он снижаться или резко повысится. Я думаю, что он все равно на каком-то уровне застолбится. Поэтому, если нет большой или избыточной рублевой массы, которую люди хранили, то, я считаю, дергаться не нужно.

«Убыток неизбежен»

– Стоит ли держать деньги дома или их лучше вложить в банк?

– Я считаю, что вклады, которые сейчас существуют, и рентабельность по рублевым вкладам, которую предлагают банки, - очень хороший способ сохранить ресурсы. Вклады под 20-22%, с увеличением минимальной страховой суммы – это отличное предложение. Учитывая, что основная масса бизнеса, который работает на территории Самарской области, показывает эффективность в пределах 15-20%, можно просто вложить деньги и получить ту же самую доходность. Бизнесмен зарабатывает меньше и не имеет такой доходности. Конкретно у меня рентабельность предприятия 15% годовых. Я инвестирую в свой бизнес в рублях, я зарплату плачу в рублях, товары закупаю на рубли, но доход я получаю меньше, чем если бы я положил все это на депозит в банке.

Поэтому, если есть потребность в жилье, я рекомендовал бы покупать сейчас. Еще можно найти хорошее предложение. Но нужно понимать, что, если мы купили квартиру в целях сбережения, нам ее потом надо будет продавать. Сейчас был ажиотажный спрос, всю свободную рублевую массу, которая была у людей, распихали, куда-то вложили. И многие вложили в недвижимость, купив ее по достаточно хорошей цене. Многие покупали уже по повышенным ценам. Через полгода-год встанет вопрос продать это жилье. И те, кто покупал жилье в целях сбережения, должны понимать, что предложений на рынке недвижимости будет много. И может повториться сценарий 2008 года, когда рынок недвижимости был перегрет, и в 2009-2010 годах был существенный откат по ценам, цены на недвижимость падали.

Такой риск тоже существует. Поэтому рублевые депозиты под 20-25% годовых – это очень хорошее вложение денег. Но недвижимость в долгосрочной перспективе - тоже хороший способ сохранить ресурс, но именно в долгосрочной перспективе. В краткосрочной, среднесрочной лучше вложиться в депозит.

«Мы увидим волну банкротств, череду вливаний и поглощений»

– Вклады в металлы не стоит рассматривать как способ сохранения денег?

– Долгосрочно, да. Если посмотреть динамику на металлы, то в течение 5-10 лет цены на драгметаллы, серебро и золото растут. И вообще золото всегда растет, больше или меньше, динамика здесь поступательная.

Я считаю, что этот кризис продлится года три максимум, потом будет ситуация стабилизации, выравнивания. По-другому быть не может, это законы экономики. Люди хотят краткосрочной стабильности на этот период. Во-первых, нужно отдавать отчет в том, что убыток все равно будет, он неизбежен. А те деньги, которые есть, если были планы на какие-то покупки, их нужно было реализовать до этого периода. Если сейчас, в данный момент у человека есть нереализованные деньги, покупать бытовую технику, автомобили, лодки, катера уже поздно. Цены все пересчитали. В принципе, у людей было время для осознания ситуации, и многие им воспользовались. Кто-то думал купить машину, но оттягивал это, рынок этот процесс подстегнул, ну, хорошо, удачно купил. Сейчас это делать, наверное, уже поздно, если в этом нет особой потребности. Лучше вложиться в рублевый депозит, если нужно сохранить деньги на период 1-2 года, это самый нормальный, самый оптимальный вариант. Граждан, я думаю, как раз беспокоит сохранение денег в пределах суммы от миллиона до пяти. А меньше миллиона – можно вообще не заморачиваться и расслабиться.

– И получать удовольствие… Алексей Викторович, как вы думаете, что будет в ближайшее время, в течение следующего года в свете кризиса с малым бизнесом. Ожидается ли большой отток предпринимателей, закрытие предприятий? И какие сферы будут наиболее убыточными?

– Я думаю, что предприниматели, которые ориентированы на импортные товары, конечно, испытают дефицит потребительского спроса. Потому что цены будут уже новые, в долларах. А потребители, как и в 2008 году, будут, конечно, немножко экономить. В сфере туризма у нас будет большой отток. Множество турагентств, туроператоров наверняка разорятся. Череда банкротств в этой сфере продолжится. Плюс те компании, которые были сильно завязаны на кредитные ресурсы, особенно если они кредитовались в валюте. Они, совершенно точно, оказываются в зоне риска. Это в основном сфера торговли. Как правило, торговые предприятия работают на привлеченных ресурсах. Ситуация будет сложная, и на этот счет у меня никаких иллюзий нет. Я думаю, что мы увидим здесь еще волну банкротств, череду вливаний и поглощений. Уже сейчас арбитражные управляющие сидят и руки потирают в ожидании банкротств, в ожидании работы.

«Валютные ипотечники не виноваты во введении санкций»

– Какие меры поддержки от региональных и федеральных властей вы ожидаете, чтобы ситуацию переломить и страна вышла из кризиса с наименьшими потерями?

– Большая проблема нашей экономики – это кризис ликвидности. Она же была в 2008 году. У нас недостаточно денег. Не просто денег как рублевой массы у нас недостаточно инвестиций. Если у нас будут деньги, которые будут работать в экономике, не спекулятивно привлекаться, и потом глобальным оттоком, как мы это сейчас наблюдаем, куда-то мигрировать в офшорные зоны, а реально приходить сюда с целью работать и зарабатывать, тогда все будет хорошо. Поэтому нужно глобально задумываться над возможностью привлечения инвестиций и ресурсов. Потому что денег нет, банки не могут выдавать кредиты, бизнес не может развиваться.

Если нас сейчас западные страны ограничивают в ресурсах, не выдают кредиты российским банкам и предприятиям, нужно более внимательно сосредоточиться на сотрудничестве с Востоком, с Китаем, со странами Азии и, может быть, Латинской Америки. Привлекать их средства, чтобы этот дефицит финансовых ресурсов восполнить инвестициями.

Я думаю, что региональные власти не в состоянии эту проблему решить. Могут применить какие-то краткосрочные меры поддержки для отдельных компаний, градообразующих, стратегических. Наверняка это будет сделано. Но в массе своей, если мы говорим про средний бизнес, вряд ли можно что-то кардинальное предложить. Кто будет, например, гасить валютные кредиты за компании, которые занимались торговлей импортными товарами? Никто не будет. Здесь будет переформат рынка, можно сказать, его оздоровление. Банкротство – это всегда, с одной стороны, плохо, с другой стороны - хорошо. Но когда банкротство вызвано внешними обстоятельствами – это неприятно еще и потому, что сопряжено с достаточно острыми социальными потрясениями. Компания банкротится, людей сокращают, зарплат нет, люди не могут обслуживать ипотеку, у банков возникают долги. И это все растет, как снежный ком, одно другое тянет. Поэтому проблема в экономике глобально одна – отсутствие ресурсов и отсутствие инвестиций в нашу экономику. Вот над этим нужно думать.

– Сейчас рассматривается возможность оказания помощи гражданам, которые имеют валютную ипотеку. Их выплаты могут зафиксировать на определенном уровне. Но в этом случае могут пострадать банки, которые выдавали ипотеку. Как должны поступить наши власти?

– Я думаю, ипотеку нужно зафиксировать на каком-то определенном уровне. Возможно, объявить мораторий в этой отрасли. Здесь как раз региональные власти в состоянии помочь, может быть, с привлечением федеральных ресурсов. Но, однозначно, людям нужно помогать. Люди не виноваты, что были введены санкции, люди не принимали политических решений по присоединению Крыма. Граждане здесь ни при чем, они, может быть, не совсем обдуманно взяли ипотеку в долларах, но им обещали стабильность, крепкий рубль, и они в эту стабильность верили. Домохозяйствам нужно помогать, я в этом убежден, фиксируя курс доллара на каком-то уровне. А банки дофинансировать потом за счет каких-то других ресурсов, как вариант, размещая там бюджетные депозиты, чтобы банки не несли серьезных потерь. Много есть разных примеров, над этим нужно работать. Вопрос нельзя пускать на самотек.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру