Эксперты оценили перспективы 2015 года

 К окончанию года Самара, как и вся страна, оказалась в малопонятной по всем фронтам ситуации. Что будет с ценами, доходами, рынком труда и жилья и отношениями между людьми вообще, сейчас мало понятно. «МК в Самаре» выяснил у экспертов в своих областях, как они видят развитие ситуации в приближающемся 2015 году.

Эксперты оценили перспективы 2015 года
Большинство экспертов готовятся к трудным временам.

 Дмитрий Яковенко, президент Национального института финансовых менеджеров:

«Я считаю, сейчас инфляция дошла до определенной критической точки, после которой она должна остановиться. Если инфляция продолжит расти теми же темпами, Россия окажется в ситуации глобального кризиса. В значительной степени управление самой инфляцией в этом году было в руках государства. И если мы увидели такой курс доллара и евро, то это определенная политика федерального центра. Экономика страны в значительной степени зависит от нефти и газа. Но нефтяники и газовики зарплату, расчеты со смежниками и налоги платят в рублях. То есть, получив выручку там, они вынуждены продавать валюту здесь. В связи с тем, что курс валют повысился с начала года примерно на 40%, через полтора года цены на продукты питания и товары первой необходимости начнут расти примерно в такой же пропорции. И если инфляция продолжится, мы будем иметь гораздо более страшные последствия, чем при дефолте 1998 года. Но только речь будет идти не о дефолте государства, а о дефолте народа. Я считаю, что государство должно вести более грамотную политику. И надеюсь, что оно видит те же самые огрехи, что и я. У правительства есть механизмы остановки этой инфляции. На мой взгляд, на сегодня остановить ее можно, но на то нужна политическая воля. Очень надеюсь, что эта воля есть. Но пока у нас за счет обнищания народа выживают олигархи, а нужно делать наоборот».

Владислав Зотов, генеральный директор ИК «Восток-Инвест»:

«На российском фондовом рынке будет продолжаться волатильность. Если цена на нефть повысится до 80-90 долларов за баррель (вероятность этого я оцениваю процентов в тридцать), примерно на столько же подорожают ценные бумаги отечественных эмитентов. В противном случае процентные ставки по банковским кредитам будут расти, бизнес-активность - сворачиваться, а безработица - увеличиваться.

Проблема в том, что Россия отрезана от мировых финансовых рынков, а собственных кредитных и инвестиционных ресурсов для развития экономики у нее недостаточно. Можно, конечно, задействовать накопления граждан, подняв ставку по банковским депозитам, скажем, до 14%, но тогда кредитовать предприятия придется уже под 20%. Но таким условиям будут соответствовать только краткосрочные - продолжительностью до года - бизнес-проекты. Тогда как для организации импортозамещающих производств (в агропромышленном комплексе, например) требуется не менее двух лет.

Год-два наша экономика сможет оставаться на плаву за счет накопленных правительством финансовых резервов, но, если за это время ситуация не изменится к лучшему, на что я, будучи оптимистом, искренне надеюсь, придется жить и работать в условиях гиперинфляции. Впрочем, катастрофы в этом я не вижу: нечто подобное Россия успешно преодолела в 1990-е годы».

Дмитрий Лютягин, независимый аналитик:

«Средняя цена на нефть в 2015 году составит примерно 80 долларов за баррель, однако до весны она, скорее всего, будет падать до уровня 60-62 доллара. К этому времени на рынке поменяется тренд: избыточные объемы относительно дешевого углеводородного сырья будут раскуплены, и в предложение станет включаться сланцевая и шельфовая нефть, добыча которой рентабельна при ценах как раз на уровне 80 долларов. Так что к концу будущего года нефтяные цены приблизятся к 90 долларам.

В первой половине 2015 года отечественная экономика будет находиться под влиянием таких фундаментальных факторов, как снижение курса рубля, а также стагнация и, вполне вероятно, рецессия. И если для отечественных производителей, не сильно связанных с импортными закупками, дешевеющий рубль - это стимул к развитию, то для потребителей – угроза более чем 10-процентной инфляции.

Что касается западных санкций, они вряд ли будут сняты в течение будущего года, так что, скорее всего, мы увидим разворот России в сторону восточных источников кредитных ресурсов. Тот же Китай, будучи высококапитализированной страной, уже заявлял о готовности финансировать российские проекты в реальном секторе экономики.

Надеюсь, что совместные усилия власти и бизнеса приведут, наконец, к реальным шагам по импортозамещению: пока же этот процесс исчерпывается в основном призывами и лозунгами».

Сергей Пушкин, девелопер загородных поселков:

«Ажиотажный спрос, который наблюдается сейчас на самарском рынке недвижимости, вызван стремлением людей сохранить свои сбережения. В 2015 году у сограждан закончатся деньги, и этот ажиотаж спадет. В краткосрочной перспективе на рынке останутся только те компании, которые не перекредитованы, и те, которые могут подождать с развитием своего бизнеса, не затевая больших проектов. Но тяжело будет всем: затянуть пояса и формировать кризисный бюджет придется и предпринимателям, и населению. Да, при этом бизнесу придется снижать норму прибыли, а наемным работникам – мириться со снижением своей покупательной способности. Но до критического уровня ситуация, как мне представляется, не дойдет. Во всяком случае, в моей сфере деятельности – девелопменте. Кирпич и большинство других стройматериалов вряд ли сильно подорожают, труд строителей тоже».

Денис Герасимов, партнер адвокатского бюро RBL:

«Жизнь рядовых граждан в 2015 году во многом будет зависеть от того, как станут себя чувствовать бизнес-предприятия, которые предоставляют им рабочие места. Сейчас у российского руководства есть две линии, противоречащие друг другу. Одна направлена на увеличение налоговых доходов бюджета и уровня регламентации компаний. Другая, заявленная в недавнем послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию, - на предоставление предпринимательству большей свободы. Речь идет, в частности, о сокращении количества разнообразных контрольных проверок и налоговой амнистии капиталов, возвращаемых в Россию из-за рубежа. Например, из офшорных юрисдикций. Какая из этих политических линий возобладает, сказать не берусь. Это будет понятно из того, как скоро и каким конкретно образом поручения, которые Путин (исходя из своего послания) дал правительству РФ, будут юридически оформлены в виде законов и постановлений. Мы ожидаем, что в 2015 году эти документы будут выпущены. А дальше все будет зависеть от правоприменительной практики».

Артем Маслов, директор филиала «Самарский» Балтинвестбанка:

«Отечественная банковская система, без сомнения, справится со своими функциями и в 2015 году. Это доказывает то эффективное взаимодействие кредитных учреждений с регуляторами в лице Центрального банка и правительства РФ, которое сейчас налажено. Что касается финансового положения предприятий и граждан, на него, как показала практика последних месяцев, влияет слишком большое число факторов. К примеру, одно только решение ОПЕК не увеличивать объем добычи нефти обвалило курс рубля, причем практически в реальном масштабе времени. Так что прогнозировать тот сценарий, по которому пойдет наша экономика, трудно.

Могу, однако, сказать, что кредитование предприятий не прекратится. Оно, конечно, станет более консервативным, но по обоюдному согласию банков и заемщиков, которые, проявляя разумную осторожность, в нынешней ситуации не стремятся увеличивать свою долговую нагрузку, тем более на продолжительный срок. При этом условия кредитования, в частности проверку финансового состояния заемщиков, нам придется ужесточать из-за волатильности нашей экономики как на макроуровне, так и в масштабах отдельно взятого предприятия.

Поскольку санкции, отрезавшие системообразующие российские банки от западных источников финансирования, судя по всему, сохранятся и на 2015 год, ставки по частным депозитам и кредитам будут расти. Но не обвальным образом, а в соответствии с темпом инфляции».

Елена Лебединская, политолог:

«Мои прогнозы на 2015 год апокалиптические. Волнам агрессии, запущенной в сограждан через СМИ, необходим выход. Это сознательно созданное цунами рано или поздно налетит на стену нереализованной агрессии и рванет обратно, сметая всех - причастных и непричастных. Механизм войны уже запущен, и она может выйти из телевизора на улицы российских городов.

На войне заработают те, кто ее затеял. Все, кто может позволить себе уехать или вывезти за границу свой средний и крупный капитал, это сделают. Переждать. Сохраниться. Посыплется мелкий и средний бизнес. Свернутся многие работодатели. Это породит рост безработицы. Те, кто не может уехать, потому что они – власть или сверхкрупный капитал, останутся и заработают на войне еще больше. Амнистия капитала, озвученная Путиным в послании Федеральному собранию, – это защита исключительно для них. Они будут ездить не на войну, а на полигоны, пострелять для телевизора. Умирать за них поедут простые провинциальные парни.

Рядовых граждан обяжут выживать. Объяснят им, что война сегодня – это способ человеческого самоопределения. Попросят потерпеть. Ведь никто не знает, когда это закончится. Но мы точно всех победим и за ценой не постоим.

Между тем доказывать свою состоятельность надо не готовностью терпеть, а реальными усилиями, нацеленными на то, чтобы жить в стране с мощной экономикой, развитой социальной инфраструктурой, величественными памятниками истории и приоритетом духовных ценностей». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 10 декабря 2014

Заголовок в газете: Крутое пике

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру