Рок-знаменитости засветились в "Художественном"

Звезды мировой сцены отметились на экранах фестиваля музкино в Самаре

 Свежая программа Международного фестиваля лучших новых фильмов о музыке Beat Weekend была представлена в столице региона в ЦРК «Художественный». Придирчивые организаторы отобрали для него громкие картины об исполнителях, чьи имена заставляют сердца меломанов биться чаще: Ник Кейв, Моби, Pulp, Элис Купер…

 

Звезды мировой сцены отметились на экранах фестиваля музкино в Самаре
Кадр из фильма No distance left to run

Творческое оправдание

Beat Weekend является региональной версией международного фестиваля Beat film festival, организованного двумя сведущими в мировой музыке и кино о ней людьми – Кириллом Сорокиным и Аленой Бочаровой.

Они задумали форум как независимый культурный проект, но за пять лет, с 2010 года, он вырос до масштабов грандиозного кинофорума и сейчас проводится при поддержке Минкульта РФ. Организаторы отбирают для его программы новейшие неигровые фильмы, показанные на мировых кинофестивалях, о знаменитостях музыкальной сцены.

Кадр из фильма "Олдскульные ренегаты"

Наиболее принципиальные ленты фестиваля ежегодно попадают в программу Beat Weekend и демонстрируются в городах страны. В том году она доехала и до Самары, и тогда городские меломаны лицезрели картины про Дэвида Боуи, Sex Pistols и Efterklang.

В этом году фильмов стало больше. Программа интереснее хотя бы потому, что авторы включенных в нее картин предложили зрителям неканонические образы кумиров, про которых поклонникам, казалось бы, известно все. Подтверждением тому стала уже первая лента кинофорума «20 000 дней на Земле» о Нике Кейве.

Режиссеры Иэн Форсис и Джейн Поллард раньше делали ремейки концертов знаменитостей и теперь решили снять рассказ об одном дне жизни лидера Nick Cave and the Bad Seeds и Grinderman. Но при просмотре становится ясно, что не они, а Кейв здесь главный.

Кадр из фильма «Олдскульные ренегаты»

Его усилиями документальный фильм превращается в художественное творение, где биография мешается с мифологией, а процесс создания музыки интереснее повседневных ритуалов типа чистки зубов и похода к психоаналитику. Кейв путешествует по городу с Кайли Миноуг, общается с Уорреном Эллисом и исповедуется собеседнику о сексе.

Мрачно, но не без иронии рассуждает о своей жизни в переплетении с творчеством. Оно становится ее единственным смыслом и оправданием, а повседневное существование музыканта вдруг обнаруживает следы борьбы ангела с демоном, итог которой – прекрасные и яростные песни.

Братские узы и шеффилдский миф

Столь же оригинальный подход к фигуре рок-кумира продемонстрировали авторы другой картины – «The National: Приняты за незнакомцев». Успешный вокалист инди-рок-группы Мэтт Бернингер, чьи песни звучат в сериале «Игра престолов», вдруг становится объектом внимания своего далекого от музыки незадачливого брата Тома.

Тот снимает про сородича фильм и так увлекается новым делом, что его увольняют с работы. Том в итоге полностью отдается своему занятию, а съемки жизни одной из самых успешных групп превращаются в веселый рассказ о сложных братских отношениях с непременной ревностью и соперничеством. О другом типе отношений музыкантов – с земляками – рассказывает фильм «Pulp: фильм о жизни, смерти и супермаркетах».

Авторы практически избегают традиционного для музыкальной документалистики повествования о пути легендарной брит-поп-группы к успеху, зато освещают другой, не менее значимый вопрос: как музыкант формирует мифологию родного города. В случае с вокалистом Джарвисом Кокером и его соратниками по Pulp становится ясно, что пусть период славы группы давно прошел, но дело ее в родном Шеффилде живет, и песни до сих пор звучат из уст хоров старушек, бродячих музыкантов, а имя фронтмена носит местный вуз.

Четвертая лента фестиваля, «Супер-пупер Элис Купер», о легенде глэм-рока, как точно подметили критики, выстроена в стиле «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». Только в качестве противоборствующих сторон выступают благообразный сын священника Винсент Фурнье и его темное эго «Элис Купер».

Кадр из фильма «Супер-пупер Элис Купер».

Второе начало, как видно из многочисленных фото, кадров кинохроник и рассказа главного героя, берет верх. Многоликий Купер эволюционирует из главы группы фриков из Феникса (конец 1960-х) в шок-рокера 70-х и далее в мэтра глэм-метала 80-х, демонстрируя зрителю беспредельные возможности саморазрушения и традиционный для рокеров набор выходок - швыряние в толпу резаных куриц, разбивание гитар и сечение кнутом женщин на сцене.

Еще один внесценический облик кумира был продемонстрирован в картине Duran Duran: Unstaged, снятой самим Дэвидом Линчем. Он искусно дополнил один из последних грандиозных концертов коллектива видеоартом с урбанистическими образами, куклами и каллиграфией, так что получилось любопытное визионерское полотно на грани с сюрреализмом.

На фоне этих интересно снятых картин ностальгическая лента No distance left to run про группу Blur с характерными историями про взлеты и падения команды и «Олдскульные ренегаты» о расцвете культуры техно и рейва с обязательными отступлениями от Моби и Кейта Флинта из Prodigy выглядели традиционными, зато более насыщенными фактурой.

Но это мелочи, главное же - у горожан на фестивале была возможность взглянуть хотя бы на большом экране на тех, чьи имена самарские афиши не видели и едва ли увидят. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру