Искусство для избранных

Кто в Самаре формирует «зону комиксов» и зачем это нужно

 Не так давно в галерее «Новое пространство» прошла выставка авторского комикса на тему супергероев. В числе прочих на ней были представлены и работы самарских авторов. «МК в Самаре» выяснил, кто в городе занимается столь экзотическим для региона видом искусства и какую роль играет комикс в жизни современного общества.

Кто в Самаре формирует «зону комиксов» и зачем это нужно

Комиксы под «Мухой»

Организатор выставки и ученый Константин Буянов утверждает, что как явление самарский комикс зародился одновременно с появлением авторского комикса в России в нулевые годы, хотя в действительности это не совсем так. Автор этих строк прекрасно помнит комиксы уфимской студии «Муха», выпускавшиеся в первой половине 1990-х под руководством главного редактора Виталия Мухаметзянова.

Этот журнал, делавшийся талантливейшими людьми, мог составить конкуренцию продукции компании Marvel Comics.

Он включал не только рисованные версии классических художественных произведений (чего стоит, например, «Затерянный мир» по одноименной книге Конан-Дойла или «Роковые яйца» по повести Булгакова) или фантастических сочинений типа рассказов Эдмонда Гамильтона, но и собственно авторские сочинения в жанре сатиры («Оказия»), фантастической одиссеи («Звездный патруль») или удачной пародии на западных героев комиксов («Чебурашка-ниндзя»).

Особенно будоражили детское воображение мрачные номера про ведунов – истребителей оборотней, троллей и прочей лесной нечисти, и выпуски «Заговора» – про борьбу бесстрашной советской милиции с мутантами из Чернобыля.

Графика, сюжеты, темы каждого комикса были индивидуальны, а сам журнал рассчитан на взрослую аудиторию, однако обрел популярность и у детей. Из него подрастающее поколение узнавало о социальных и экологических проблемах (например, аварии на Чернобыльской АЭС), проходило ликбез в области межполовых отношений и приобщалось к большой литературе.

Самое же главное: «Муха» вдохновляла на творчество. В отдельных ее номерах были рубрики о создании комиксов, для чего было достаточно карандаша и бумаги. Полчаса стараний – и на листке появлялись монстр, супергерой или карикатура на вредную школьную учительницу. Не будет преувеличением сказать, что культура самарского и российского комикса пошла именно с «Мухи»: этот журнал был вещественным доказательством того, что создать свой мир несложно – достаточно воображения, желания и нехитрого инструментария. В Самаре этот журнал был весьма распространен, и многие в то время попробовали себя в качестве авторов комиксов, пусть это и не дало серьезных плодов.

Манга, боги и наука

Спустя несколько лет «Муха» покончила с изданием журнала – инфляция и общественно-политические события в стране сделали проект нерентабельным. Студия переориентировалась на производство музыкальных клипов и спецэффектов для таких фильмов, как «Первый после Бога» и экранизация романа Булгакова «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко.

Тем не менее такие самарские авторы, как Денис Курамов, с конца 90-х вплотную занялись созданием собственных комиксов, вдохновляясь не только опытом «Мухи», мангой, но и журналами компании Marvel (создательницы Капитана Америки, Человека-Паука, Халка и других известных американских супергероев) и студии DC Comics («матери» Супермена с Бэтменом).

Только получалось у них нечто особенное, отличное от именитых западных и отечественных коллег. Большая часть этих авторов в поисках аудитории и «братьев по разуму» в нулевые стала группироваться вокруг интернет-ресурса «Авторский комикс» (acomics.ru) и родственных ему. В основном творчество комиксистов существует в виртуальном воплощении и редко печатается. Если это и делается, то, как правило, за счет средств, собранных по технологии добровольного электронного пожертвования - краудфандинга на сайтах типа «Бумстартер».

«В Самаре наберется с десяток авторов комиксов. Но не все считают, что им место на единственной в городе выставке. Одни авторы группируются вокруг определенных интернет-сообществ, сайтов, работы других выпускаются издательством Bubble. Вокруг «Авторского комикса» собираются те люди, для которых этот формат творчества – скорее хобби, чем источник заработка. Это инди-сцена комиксов в России», - рассказывает Константин Буянов.

Направления, стили, темы и герои самарских комиксов разнообразны, связывает все эти творения, пожалуй, лишь ирония по отношению к героям и их проделкам. Например, серия «Хгъ» посвящена древнему божеству, «отцу кошмаров», «ровеснику пустоты» и «пожирателю миров», заточенному в «мир-тюрьму» с другими демонами. Милое, но грозное существо то общается с Иваном IV, ищущим батарейки для бластера, то находит друга в лице одинокой феи снов, то играет в настольную игру «Забавные смертные».

Комиксы другой серии, «Нуклемортика», рассказывают о трех девушках, которые после ядерной катастрофы с переменным успехом создают новый мир и сталкиваются с потусторонними силами в лице тоталитарных хомяков, зверей-мутантов или привидений. А цикл «Честь и отвага» переворачивает представление читателя о том, что рыцарский подвиг – дело мужчин. В центре этого комикса – история принцессы и рыцаря в одном лице. Также при участии самарских авторов создавалась серия «ЧТТО» («Что такое теория относительности»), в которой комиксисты иронизировали по поводу научных теорий и их сторонников.

«Хгъ», например, ближе к карикатуре и отсылает к комиксам в стиле «Гарфилда» (история приключений толстого кота – «МК»), «Кельвина и Хоббса» (рассказ о шестилетнем мальчике Кельвине и его плюшевом тигре Хоббсе – «МК»). Он выполнен в формате стрипа – небольшого комикса размером от четырех кадров до страницы. Зато комиксы «Честь и отвага» представляют собой многостраничную, долгую историю со связным сюжетом и узнаваемыми мотивами», - говорит Буянов.

Бойцы рисуемого фронта

Современные российские и в том числе самарские комиксы во многом сформированы мангой.

«Много авторов работают в стилистике манги. Если в комиксах российских и самарских авторов и присутствуют ее мотивы или американских комиксов, они с иронией обыгрывают их. Например, «Блюстители» Романа Горбачева и Дмитрия Иванова, конечно, списаны с героев США – в их пародийных образах узнается Невероятный Халк, Росомаха и Капитан Америка. Но на их примере автор говорит о серьезных социальных проблемах», - размышляет Константин.

Люди, создающие комиксы, столь же скромные, сколь и аутичные, но очень умные и талантливые. Они скрываются за сложными никами, избегают называть свою фамилию и являют миру свой лик часто лишь на нарисованных ими же автопортретах и фрагментах фото к своим работам на выставке.

Преимущественно комиксисты в Самаре – молодежь, работающая в разных сферах.

«Создатель комикса серии «Хгъ», например, представляющийся как Михаил, работает на заводе «Прогресс». Работа Дениса Курамова, который выступает под псевдонимом Kurama-R и выпускает в том числе серию «Нуклемортика», связана с рекламной и полиграфической деятельностью. Это люди разных профессий и взглядов, но их объединяет интерес к созданию комикса как к приятному времяпрепровождению.

Был в Самаре еще один автор, который скрывал свое имя, – он рисовал комиксы для паблика в соцсети «ВКонтакте». Сейчас он работает в Москве на «Яндексе». Уговорить некоторых из авторов представить свое творчество на выставке проблематично, потому что они не считают себя достойными выставляться рядом с московскими мэтрами», - говорит Буянов.

Арт для досуга и души

В отличие от западных комиксистов, трудящихся в крупных компаниях, самарские авторы в большинстве случаев работают «на себя», не получают за свое творчество ни гроша и творят добровольно, не желая превращать рисование в рутинный труд. Это для них такое же развлечение, как и для читателей.

«Если, например, такие комиксы, как «Капитан Америка», выполняли функцию пропаганды и воспитания патриотизма во время борьбы с Гитлером, то современные комиксы являются формой досуга, приятным чтением перед работой или в обеденное время. При этом у многих читателей наблюдается проблема с восприятием комиксов с длинными, многостраничными историями. Публика нередко предпочитает пролистывать одностраничные картинки с текстом, которые широко распространены «ВКонтакте», - размышляет Константин.

Следует заметить, что названные выше авторы и серии пользуются популярностью у поклонников комиксов – на сайтах у них хороший рейтинг. С некоторыми из них работают столичные мастера. Например, культовый московский комиксист, известный под именем Богдан, одно время работал над мангой «Ника» про школьницу - потомка мага, в совершенстве освоившую искусство колдовства и борьбы с нечистью, но потом остановил его на самом интересном эпизоде. Эстафету подхватил его самарский преемник Денис Курамов.

«Фанаты, конечно же, негодовали по поводу окончания комикса на словах: «Ника в опасности». Денис прочитал историю, она ему понравилась, потом он договорился с автором оригинала и теперь со слов самого Богдана рисует комикс. В том году учитель и ученик встретились в рамках нашей выставки. Так что наших авторов ценят и на столичном уровне», - считает Буянов.

А еще у самарских комиксистов появляются свои преемники: с 2014 года в Самарской областной научной библиотеке работает комикс-клуб, в котором все желающие создают картинки с текстом. Чтобы гости быстро освоили технологию этого вида творчества, организаторы клуба проводят с новичками так называемые «комикс-битвы»: четырем их участникам дается лист бумаги с карандашом, поочередно они рисуют одну историю с завязкой, развитием действия и финалом.

Так что культура комикса в Самаре медленно, но верно развивается. Однако она существует исключительно благодаря таланту и энтузиазму ее представителей. У авторов большинства проектов нет инвесторов, и кроме интернета встретиться с читателем они могут только раз в год в галерее «Новое пространство» на выставке и проводящихся в ее рамках мастер-классах. Но они по этому поводу не особо волнуются. Главное – у них есть дело для души. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру