Лицо Самары жгут кислотой

Строители придумывают новые способы уничтожения старинных домов в центре

«Черные строители» добрались и до каменных старинных домов в центре города. Там, где не подходят методы «коммерческих поджогов», в ход идут другие технологии – памятники архитектуры буквально пытаются растопить химическими препаратами, чтобы выжить собственников квартир. Под угрозой разрушения, среди прочих, памятники дома мещанина Васильева и почетной гражданки Неклютиной. 

Строители придумывают новые способы уничтожения старинных домов в центре

К уполномоченному по правам человека обратились жители домов, расположенных на улицах Степана Разина и Фрунзе. Предприимчивые застройщики в своей жажде завладеть землей в центре города, на которой по несчастливому стечению обстоятельств находятся архитектурные памятники, придумали новый способ разрушения домов. Изза того, что постройки сделаны из добротного кирпича, вариант с «коммерческим поджогом» не подходит. Поэтому строители поливают кирпичную кладку химическим раствором, от которого стены вспениваются и рассыпаются, как песок.

Жительница дома на ул. Степана Разина, 83, Тамара Соколова рассказывает, что желающие завладеть землей ничего не боятся и угрожают собственникам квартир, заявляя, что «никуда не торопятся» и что «это их двор». Отметим, здание, в котором живет Соколова, - это памятник федерального значения, дом мещанина Васильева.

«Я сама всю жизнь проработала в сфере строительства, - объясняет Тамара Соколова, - и мне их способы хорошо известны. Они поливают стены масляным раствором, который разрушает кирпич. Делается это все ночью, пока жильцы спят. Вредительство продолжается уже не первый год». Злоумышленники разрушают две стены дома таким образом, чтобы, в конце концов, дом обрушился сам, будто бы «от старости».Также они выкупили одну из квартир и заселили туда мигрантов. По словам Соколовой, те устроили там настоящий притон: оконные рамы выбиты, а по ночам в «ночлежке» собирается десять и более мигрантов. Переселяться на невыгодных условиях собственница не хочет, ей нравится квартира, в которой она живет.

Памятник архитектуры мешает соседям развивать свой бизнес.

Андрей Борисов и Игорь Коваленко – так зовут тех людей, которые около года назад купили две квартиры в доме на ул. Степана Разина, 83. С тех пор дом начал постепенно рушиться. На стенах появились насечки, а жильцы начали находить орудия разрушения: железные ломы и пилы. Соколовой не раз приходилось видеть и слышать по ночам, как злоумышленники во дворе дома ковыряют кирпичи. Сейчас в кладке не хватает уже пяти рядов кирпичей, от чего крыша строения проседает. Неизвестные год назад пытались устроить взрыв колонки на кухне заявительницы, но и тут у них ничего не вышло: оказалось, что хозяйка дома хорошо разбирается и в газификации.

По словам Тамары Соколовой, кирпичи, из которых построен ее дом, изготавливались по особой технологии, благодаря чему обычными железными орудиями их не сломать. Здание, которому более ста сорока лет, давно не ремонтировалось профессионально. Соколова не раз самостоятельно шпаклевала стены, договаривалась со строителями, чтобы ей разрешили использовать строительные леса. С тем же усердием, с каким собственница восстанавливает дом, предприимчивые строители его разрушают. По ночам неизвестные разбирают сараи, разрушают крышу, поливают стены масляным раствором.

В полиции Тамаре Соколовой порекомендовали «поставить охрану» либо установить видеонаблюдение. Но у пенсионерки просто нет на это денег. К тому же она уверена, что камеру уничтожат в ближайшую же ночь. Вообще, представители полиции практически не реагируют на ситуацию. Отношения между Соколовой и злоумышленниками правоохранители регулируют как «гражданско-правовые», а если и возбуждают уголовные дела, то «в отношении неизвестных лиц». Районная администрация и Федеральная миграционная служба, в свою очередь, не находят оснований опросить недобросовестных владельцев квартир на предмет проживания мигрантов на их территории. А в департамент архитектуры и строительства уже направили документы на приватизацию земли под домом на имя злоумышленников.

Стоит отметить, что дом на ул. Степана Разина – памятник федерального значения.

Второй проект Коваленко

Дом на Степана Разина – не единственный, который разрушают изощренным способом. Памятник регионального значения, дом потомственной почетной гражданки Неклютиной на ул. Куйбышева, 87, поливают аналогичным химическим раствором. Разрушение дома проходит по похожему сценарию: вспенившаяся кладка, исчезающие кирпичи, угрозы, и те же действующие лица – Борисов и Коваленко. Но, как утверждает жительница дома Валентина Хохлова, цель «предпринимателей» в этом случае – получить территорию двора. По ее словам, «рейдерский захват» ведется еще с 2011 года. «Сейчас суд принял решение в пользу Коваленко о сносе сарая на придомовой территории, - рассказывает Хохлова. - Им это нужно для того, чтобы получить выход в наш двор».

Более двух лет Борисов и Коваленко оборудуют бывший памятник архитектуры, купеческий дом на Куйбышева, под гостиницу. Они надстроили два этажа сначала на половину длины дома, затем – на оставшемся пространстве. Все изменения проводятся без разрешения на строительство. Конфликта с собственниками соседнего дома могло и не быть, если бы Коваленко не захотел расширить незаконную стройку путем захвата придомовой территории жильцов.

Как объясняет Валентина Хохлова, сарай, который суд постановил ей снести за собственные средства, стоит на учете в БТИ с семидесятых годов. В то же время противники подают в суд на снятие с кадастрового учета придомовой территории, которую владельцы квартир на ул. Куйбышева оформили в собственность в октябре 2012 года. На данный момент получается двоякая ситуация: суд обязал Хохлову снести сарай, а Коваленко – надстроенные два этажа памятника культурного наследия. По словам Валентины Хохловой, злоумышленник не раз угрожал ей «связями». Во дворе их дома по ночам выбивали окна, однажды дело даже дошло до стрельбы.

Ирина Скупова, и.о. уполномоченного по правам человека по Самарской области:

«Жильцы домов, которые подвергаются разрушению, уже сделали все, что могли. Единственное, что им не удалось, – так это достучаться до правоохранителей. Но если по дому на Куйбышева есть решение суда, то во втором, на Степана Разина, как будто бы «провели проверки». Но при этом мигранты так и живут, Коваленко и Борисов так и угрожают, а стены по-прежнему рушат. Фактически люди не могут брать на себя роль правоохранителей, и бездействие полиции наводит жильцов на мысль о том, что злоумышленники находятся в тесных отношениях с силовиками. Сейчас решение проблем жильцов находится в компетенции судебных приставов, полицейских и представителей миграционной службы». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру